История о рыжей корове – одно из самых загадочных и непонятных мест в Торе.
«И повелел Б-г Моше: пусть возьмут рыжую корову, на которую не надевали ярмо, выведут ее за стан, зарежут и сожгут. И сжигавший ее нечист до вечера. И соберет чистый человек пепел коровы, а сам станет нечист. И будет, если кто должен очистить себя от тумы, пусть возьмут немного пепла, поместят в сосуд и зальют живой водой. И окропят нечистого этой водой, и станет он чистым».
Почему пепел очищает от нечистоты? И почему именно коровы, да еще рыжей, а не овцы или быка? И как получается, что тот же самый пепел, который очищает, делает собиравшего его человека нечистым?
Вопросов много, а объяснений Тора не приводит. Чтобы не водить дальше за нос читателя, скажу сразу: мудрейший из всех живших на земле людей – царь Соломон, тоже этого не понимал.
Все законы, полученные Моше-рабейну на горе Синай, делятся на два типа: мишпат и хок. Мишпат – установление, разумный смысл которого можно понять при помощи человеческой логики. Хок – правило, не поддающееся объяснению. Его исполняют только потому, что так приказал Всевышний. Предписания о рыжей корове самый яркий представитель такого рода законов. Именно на «хуким» больше всего ополчаются народы мира, пытаясь доказать несостоятельность и отсталость еврейского закона. Однако о своих собственных «хуким» они предпочитают не думать, хотя те не были получены на горе Синай, а придуманы людьми всего несколько сот лет назад.
Недавно я получил электронное письмо из Канады, от настоятеля одной из православных церквей Торонто. Сегодня мир сократился до размеров клавиатуры компьютера и каждый, кому не лень запустить поисковую машину в Интернете, может с легкостью получить все ваши данные.
Отца Андрея интересовала судьба вечнозеленого дуба в дубраве Мамре в Хевроне. Согласно православной традиции, – писал отец Андрей, – когда засохнет дуб, под которым Авраам после обрезания принимал трех ангелов, начнется конец света. Дуб теперь принадлежит Красной церкви, а отец Андрей относится к Белой, и, поскольку отношения между конфессиями весьма натянутые, то никаких сведений о судьбе дуба авно не поступает.
На мои осторожные сомнения по поводу возможности столь долгого существования дерева отец Андрей ответил весьма категорически, что это очень древняя традиция, и он не видит повода в ней сомневаться.
Заинтригованный, я пустился на розыски дуба. Позвонив к своему хорошему знакомому, раввину, проживающему в Хевроне около 30 лет и считающемуся одним из самых больших специалистов по истории этого города, я получил исчерпывающую информацию.
«Практически все дубы, росшие в окрестностях Хеврона, уничтожили крестоносцы. Рыцари были людьми грубыми, а некоторые совсем оторви да брось, и об охране окружающей среды задумывались мало. Дубы они использовали для строительства осадных машин и все рощи в Святой земле вырубили подчистую во время войн с сарацинами. В окрестностях Хеврона остались всего два дерева, про одно из которых сразу возникла легенда, будто бы его щепка, зашитая в седле, не дает коню спотыкаться. Понятное дело, что благодаря этой легенде дуб за пару десятилетий свели на нет. Остался только один и, его тут же признали «тем самым».
В Хевроне православные монахи, появились в конце 19 века, когда русское правительство получило от султана разрешение на постройку гостиницы для паломников. Построить хотели церковь, причем прямо возле дуба, но, поскольку православных арабов, или, тем паче евреев, в Хевроне и окрестностях не проживало, пришлось удовлетвориться гостиницей. Однако, когда в конце первой мировой войны англичане вошли в Эрец Исраэль, над гостиницей быстро возвели купол, и она превратилась в церковь. А когда в Петрограде произошел октябрьский путч, церковь-гостиница вместе с дубом перешли во владение Белой Православной церкви.
Так они и простояли до 1994 года. Рассказывают, что дуб, пусть и умеренно, но вполне зеленел. Был он бесконечно стар, лет, по меньшей мере, с тысячу, но до времен Авраама, конечно, не дотягивал. Рос дуб на границе Хеврона и ешиботники из ешивы «Слободка» каждую субботу совершали к нему послеобеденные прогулки.
В 1994 году Израиль и БА (бандитскую автономию) навестил патриарх Алексий II и попросил Арафата передать Хевронскую церковь под его руку. Раис решал споры между конфессиями очень просто: послал роту своих бандитов, и те выставили оттуда весь персонал. Батюшка-настоятель рассказывал по русскому радио Израиля, что его жену вытащили из дома за волосы, а ему самому надавали изрядных тумаков.
С тех пор церковь и дуб принадлежат Красной церкви, а гостиничка превратилось в развед-точку. Антенны даже не маскируют, и «монахов» ниже капитана там, судя по свидетельствам русскоговорящих поселенцев Хеврона, нет. Дуб, увы, не выдержал «красного» влияния и засох».
Все это я отписал отцу Андрею, и попросил его подробно перечислить какие приготовления нужно сделать в связи с приближающимся концом света. Он ответил мне весьма сердито, попеняв за глумление над святыми традициями. Я смотрел на экран монитора, где светилось письмо рассерженного батюшки, и думал, что оставаться человеком в шкуре гонимого и подвергаемого насмешкам куда сложнее, чем упрекать других в отсутствии логики и здравого смысла.
Я не ответил на письмо, и решил, что тема исчерпана. Но вышло иначе. Спустя несколько дней вновь пришло письмо от отца Андрея. Речь в нем шла об еще одном признаке подступления конца света. На сей раз, мне предстояло отправиться в Иерусалим. Но это уже совсем другая история…
Главная \ Блог пользователя Яков Шехтер \ Батюшка и корова