Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Мир от трагедий спасет единение
Мир от трагедий спасет единение
Гараш Тагиев
член Конфедерации журналистов Украины
Слово «трагедия», «трагический» в словаре Владимира Даля определен как «Трагическое приключенье, вообще жалкое, печальное, ужасное и потрясающее. Трагик, сочинитель зрелищ».
Если перенести данные характеристики на матрицу, целенаправленно осуществляемой исторической, политической, идеологической и социальной деятельности «трагиков», то легко можно найти источники всех трагедий в лице «сочинителей зрелищ», поставивших «ужасное пятно» на теле цивилизации.
Разумеется, что речь идет не о «деятельности природы», доставляющей человечеству временами всевозможные трагедии – ужасные катаклизмы в мире, стихийные бедствия: катастрофы, землетрясения и цунами, наводнения, ураганы. И, тем более, не о жанре художественного произведения, отражающего, развитие трагических событий.
Помним о войнах, массовых репрессиях и террорах «времен минувших», выпавших на судьбу человечества и оставивших кровавые следы в памяти поколений.
Одна их этих трагедий, является Бабий Яр, получившее всемирную известность как место массовых расстрелов евреев, украинцев и представителей других народов, проживающих в Украине в годы второй мировой войны.
Трудно описать чувство, которое испытываешь, стоя на земле, где 70 лет назад лежали пристреленные тела, тысяч ни в чем неповинных людей — детей, стариков, женщин. И, не волна вспоминаются трагедий, выпавшие на судьбу разных народов и государств на протяжении ближайшего прошлого:
Деревня Лидице. Стертая с лица земли деревня, после убийства нацистского протектора Чехии и Моравии Рейнхарда Гейдриха
Хатынь. Одно из самых загадочных преступлений сталинского режима. Массовые казни более двадцати тысяч польских военнопленных — офицеров, полицейских и жандармов, священнослужителей, чиновников, интеллигентов, польских граждан.
Ходжалы. Зверские массовые расправы над гражданским населением. Варварская жестокость в отношении невинных людей. Стертый с лица земли за ночь город, вместе с мирными жителями.
Деревня Сонгми. Превращенная в мертвую деревню, под прицелы крупнокалиберных пулеметовамериканских солдат из роты «Чарли», зелено-коричневый вьетнамский ландшафт. Перемолотая машиной смерти жизнь взрослых, и детей.
Деревня Орадур. Сожженная и расстрелянная деревня, навсегда оставшиеся, памятником жертвам фашизма.
Американская трагедия. Разумеется, не роман американского писателя Теодора Драйзера, а террористический акт 11 сентября 2001 года в США, на родине «демократии и свободы», вызвавший массовую гибель людей в Нью-Йорке.
Норвежская трагедия. Расстрел подростков, молодых норвежцев и их ровесников из разных стран, практикующих стремление к проявлению толерантности, на родине Нобелевской премии мира.
Бесланская трагедия Чудовищное злодеяние современности, потрясающее мир своей жестокостью. Невосполнимая утрата для матерей и отцов, дочерей и сыновей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, мужей и жен, для всех жителей маленькой Северной Осетии.
Трагедия не перестает жить в памяти людей. Страдание людей одинаково во всем мире. В Украине, и Азербайджане. Чехии или Польше, в Америке и Вьетнаме, в Норвегии и Северной Осетии или в Израиле. Трагедия не имеет границ.
Почему люди убивают себе подобных? Почему народы воюют друг с другом? Почему совершается человеком преступления против мира и человечества? Куда исчезает человеческие ценности? И как добиться того, чтобы осмысление прошлого вело к историческому примирению? Наверное, всю свою историю человечество ищет ответы на эти вопросы.
А в нашем невероятно хрупком и чудовищно уязвимом мире утешает только сознание того, что, извлекая из прошлого уроки, думая о нашем настоящем и будущем каждый из народов будет стремиться единению. Единение, которое может положить конец непрерывной череде убийств и насилий, войн, бедствий, и страданий. Единение, которое может спасти Мир от трагедий.
P.S.
В поминальные дни Бабьего Яра, 25 сентября около 17. 00 часов вечера я пришел по одному из адресов, где в конце сентября 1941 происходили массовые казни десятков тысяч евреев, чтобы почтить память невинно погибших. Пришел, чтобы просто молчать и помнить. Без церемоний и без участников памятных торжеств. Перед памятником олицетворяющий памяти тысяч безвинных жертв Бабьего Яра стоял автомобиль-бетоновоз и несколько строителей, которые заливалибетоном лестничную площадку. Разделяя чувство общей скорби с еврейским народом, я присоединялся к ним. Там и появились эти строки.