Открытое письмо Президенту Украины
Господину Януковичу В.Ф.
Уважаемый Виктор Федорович!
Обращаюсь к Вам, как к гаранту наших конституционных прав, так как обращения на местном уровне в АРК к положительным результатам не привели.
Пришел, увидел, оштрафовал….и отобрал (или чей заказ выполняет Республиканский комитет по охране культурного наследия в АРК)?
За все на евреев найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя
За то, что она промахнулась
В конце июня 2012 г. в Евпатории, в рамках фестиваля «Малый Иерусалим», состоялось открытие еврейского культурно-этнографического центра во дворе ремесленной синагоги «Егия-Капай».
Центр включает в себя кафе-музей национальной кухни и ремесленное производство. Национальное кафе готовит кошерную пищу, в меню включены традиционные еврейские блюда.
Эта новость облетела практически все новостные интернет сайты страны. На открытии присутствовали городские власти. Все были уверены – этот центр станет визитной карточкой маршрута «Малый Иерусалим» в 2012 году, благодаря которому Евпатория стала победителем в престижном конкурсе «Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов «BestPracticeAward», получив награду Совета Европы.
Но радость от открытия еврейского центра разделяли не все…
В середине июня 2012 г., за несколько дней до открытия центра, в синагогу пришли двое мужчин. Они представились работниками Республиканского комитета по охране культурного наследия и попросили провести им экскурсию по синагоге. После того, как Председатель общины Максим Яхуд им все показал, они попрощались и уехали. Прошло громкое открытие, заработало еврейское кафе. А через месяц выяснилось, что эти двое интересующихся, были работники из Республиканского комитета по охране культурного наследия, и приезжали на внеплановую проверку, в ходе которой было «установлено», что открытие Еврейского культурно-этнографического центра в историческом центре Евпатории и благоустройство территории синагоги может причинить ущерб памятникам архитектуры, которые находятся в комплексной охранной зоне средневекового ядра города Евпатории XV-XIX в.!?
Все попытки общины объяснить, что комплекс не только не причиняет ущерб, а, наоборот, содействует укреплению позитивного имиджа города Евпатории, Крыма и еврейской общины не были приняты во внимание. Более того, на еврейскую общину города, которая является неприбыльной религиозной организацией, был наложен штраф в размере 17000.00 грн… Выходит, что декларативно Государство помогает религиозным организациям, а на деле просто разоряет их. Налагать штраф на организацию, которая существует только за счет благотворительных пожертвований, без поддержки государством религиозных программ, как это принято в цивилизованных европейских странах - это просто безнравственно!
Поступок Рескома – яркий пример «защиты» объектов культурного наследия полуострова!
Реском ссылается, что на них «давит» СБУ в АРК. Оказывается, что действительно, в СБУ АРК поступила информация, что в процессе реставрации хозяйственных построек на территории синагоги, произошел «захват» прилегающей территории в комплексной охранной зоне средневекового ядра города Евпатории XV-XIX в.!
И, соответственно, СБУ в АРК поручило соответствующим комитетам проверить данный факт захвата территории. В результате проверки было выяснено, что работы по реставрации хозяйственных построек выполнялись исключительно на территории синагоги. На этом интерес в данном процессе у СБУ в АРК отпал. Все остальное – это инициатива Рескома, или чей-то заказ? Я не исключаю, что теперь после Рескома в синагоге появятся следующие «гости» из СЭС, Крымэнерго, Крымгаза, пожарной инспекции…
У нас не любят, если кто-то работает. У нас любят отобрать, разорить, не дать работать другим. Это мне напоминает Керченский сценарий, когда в порту стоял разрушенный терминал, то он никому не был нужен. А вот когда терминал восстановили и он заработал, то сразу появились желающие стать совладельцами, без внесения финансовых вложений (на халяву). А когда им отказали, то тут же появились и силовые структуры, и различные контролирующие ведомства, со всеми вытекающими печальными последствиями для хозяина нового терминала, и это становится нормой для нашего демократического государства.
То же самое и в синагоге. Когда нам вернули склады маслобойни, которые располагались в культовом здании синагоги и полуразрушенные склады на территории синагоги, то это было нормально. Но как только полуразрушенные склады превратили в кафе национальной кухни, что стало новой визитной карточкой туристического маршрута, «Малый Иерусалим», то готовый комплекс национальной кухни сразу кому-то понравился? Может быть, на этот вопрос ответит Республиканский комитет по охране культурного наследия? Или это просто желание оштрафовать Религиозную общину, чтобы другим неповадно было проявлять инициативу, а себе выписать премии за «отлично» проведенную работу?
Ни для кого не секрет, что культовые объекты до передачи их настоящим хозяевам, эксплуатируются до их почти полного разрушения и передаются религиозным организациям в аварийном состоянии с 70-80% процентным износом. И тут же появляется Комитет по охране культурного наследия, который навязывает Охранные договора на кабальных условиях для религиозных организаций, заставляя религиозные организации восстанавливать культовые сооружения в немыслимо короткие сроки!
Вот и появляется возможность получения «контроля» над религиозными организациями: или делай, как мы тебе говорим, или оштрафуем и отберем обратно культовый объект, так как ты не выполняешь условия Охранного договора. Хорошая помощь от государства!
Я мог бы согласиться с таким положением вещей, но только в одном случае. Дело в том, что землю религиозные общины под культовые объекты, покупали за свои деньги. Культовые сооружения строились так же за деньги собранные прихожанами религиозных конфессий.
Поэтому я требую, чтобы нам вернули деньги, за которые религиозные общины покупали у города землю под строительство культовых объектов. Чтобы вернули деньги за 60 лет незаконной аренды наших культовых объектов, возместили нам моральный ущерб, выполнили реставрационные работы по культовым сооружениям и вернули нам наши святыни в первозданном виде, а не в аварийном состоянии, как это делается сегодня.
Вот только в этом случае Комитет по охране культурного наследия может что-то требовать, а то, что делается сегодня – это просто уничтожение наших религиозных общин, как это уже было в 30-х годах прошлого века.
На фотографиях можно увидеть разницу между постройками во дворе синагоги до ремонта и после ремонта и тогда сразу видно, что (или кто) может причинить ущерб памятникам архитектуры?!
Председатель Ассоциации
еврейских организаций и общин Крыма,
член Крымского союза
журналистов этнических СМИ Анатолий Гендин