Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Радуга звуков
Радуга звуков
на фото: Ася Ямпольская
Бина СМЕХОВА
…Давно в Израиле бытует полушутка о том, что если с приземлившегося в Бен-Гурионе самолёта по трапу спускается новый репатриант из России без футляра со скрипкой, значит, он пианист. Действительно, музыкальный мир Израиля блистает взошедшими в Страну талантами – представителями разных бывших советских республик, но… нетитульной для этих республик национальности. Скрипачи и пианисты, народники и духовики, вокалисты, композиторы и дирижёры, а среди них – замечательные педагоги, без кого немыслимо воспитание нового поколения музыкантов и, собственно, от кого зависит преемственность и будущее музыки в Стране. И в Академии музыки и танца, и во всех консерваториях, школах, кружках и клубах самые опытные, самые востребованные педагоги – бывшие наши земляки, и приоритет их неоспорим.
Знакомьтесь: вот одна из них.
За плечами бывшей киевлянки Аси Ямпольской 40 лет педагогической деятельности. Успешно закончив в 1979-м Одесскую государственную консерваторию по классу фортепиано,
Ася много лет преподавала в 1-й музыкальной школе в Киеве. Многие её воспитанники с любовью и благодарностью вспоминают её, как она сама – свою дорогую Людмилу Наумовну Гинзбург (ученицу самого Нейгауза!).
В Израиле Ася Ямпольская известна не только как опытный преподаватель фортепиано, но
и как создатель Детской филармонии в Иерусалиме, популяризатор классической музыки, ведущая лекций-концертов. А ещё она обладает талантом искать и находить юные дарования. Причём угадывает их среди самых-самых маленьких, трёх-четырёхлетних,: Ася распознаёт «раковину с жемчужиной» или без оной. А группы эти малышовые так и называются – «гиль рах», т.е. «нежный возраст», где материал такой хрупкий и деликатный… Трудно подсчитать, скольких ребятишек она приобщила к искусству, вырастила за долгие годы своей педагогической деятельности!
– Нет, ты себе не представляешь, где я сейчас нахожусь! В самом лучшем месте на свете – в Консерватории! – Девчушка лет десяти-двенадцати мчится, обгоняя меня, вниз по лестнице. Плечом она поддерживает возле уха пелефон, из-за чего футляр со скрипкой ей приходится прижимать к себе обеими руками.
В консерваторском зале Навон, расположенном на живописном зелёном склоне, с которого открывается дивный вид на столицу, нас ожидает встреча с Детской филармонией «Радуга звуков». «Звуки конца сезона» – так назвала Ася Ямпольская концерт юных исполнителей, организованный по просьбе Иерусалимского отдела общественной абсорбции Министерства абсорбции.
Зал полон. Будущие музыканты с мамами и папами, бабушками и дедушками. Коллеги-преподаватели и просто любители музыки. Городское начальство, новые репатрианты-музыканты.
Концерт начался выступлением Шмуэля Бресса, ученика Аси Ямпольской. В его исполнении прозвучали Соната Гайдна, Багатель Бетховена, «Песня без слов» Мендельсона, «Маленькая птичка» Грига. Уже сейчас в игре юного пианиста просвечивается активная творческая мотивация и незаурядное дарование.
Свои успехи продемонстрировали и другие ученики Аси Ямпольской. Тонко и вдумчиво исполнила Анат Соловьев «Вариации» Глинки. Стоит отметить, что за две недели до выступления, девочка сломала палец на правой руке, однако продолжала готовиться, подключая насколько возможно здоровую руку и усиленно работая над своей программой. И как только сняли гипс (за два дня до концерта!), она сумела вернуться к концертной форме.
Ещё один пианист вызвал овации зала. Начинающий композитор Моше Златкин исполнил свои сочинения «Великан» и «Буря», которые он написал под руководством педагога и композитора Ирины Световой. Эти первые опыты свидетельствуют о своеобразном музыкальном мышлении и оригинальном чувстве гармонии юного музыканта.
А Рон Илон смотрелся настоящим именинником. Печальная «Песня без слов» Мендельсона растрогала слушателей до слез. Никого в зале не оставила равнодушным изысканная, искрящаяся юмором «Полька» Юрия Поволоцкого для двух фортепиано (вместе с Анат Соловьёвой). Но, конечно, самое впечатляющее в его выступлении – концерт для фортепиано ре-мажор Гайдна в сопровождении Молодёжного камерного оркестра под руководством дирижера Михаэля Клингхофера. Не случайно педагог Ася Ямпольская доверила исполнение этого шедевра фортепианной классики именно Рону: он выделяется среди своих сверстников особым эмоциональным чутьем, быстротой реакций и «лёгкой рукой», которая умеет извлекать чистый, полётный звук.
Нельзя не отметить такое украшение концертной программы, как трио скрипачей – Майя Ливне, Ади Нольман и Итай Пинкас. Педагог по классу скрипки Софья Пиковская подготовила для нынешнего концерта «Вечное движение» К.Бёма в исполнении этого ансамбля. Очень хорошо принимали слушатели «Испанскую серенаду» Глазунова, которую прекрасно сыграл Вальтер Годовский, и Сонату Шостаковича в исполнении Майю Швиро. Эта девочка сумела покорить слушателей и проявила на сцене идеальное владение собой и материалом. Оба юных виолончелиста – ученики Татьяны Самаровой.
Финал второго отделения предварило небольшое вступительное слово Юваля Коэна, недавно вернувшегося из Америки из поездки, как говорилось в советские времена. «по обмену опытом». Он дополнил беседу ведущей рассказом об истории развития фортепианного концерта. Тем временем на сцене рассаживались оркестранты.
А затем прозвучала первая часть18-го фортепианного концерта Моцарта, и ушло всё суетное, малозначительное, осталась только чудная, талантливая Юдит Гинзбург (класс педагога Юваля Коэна) – как единое целое с роялем, оркестром и гениальной музыкой.
Аплодисментов хватило на всех.
Конечно же, были поздравления участникам и их наставникам, были и цветы, и подарки…
Этот концерт стал ярким заключительным аккордом прошедшего учебного года. А может – и увертюрой к году будущему… Генератор идей, Ася Ямпольская полна новыми планами.