Петр Музыкант
Среди бескрайних степных просторов, граничащих с нетронутыми лесами, на стыке XV и XVI веков в связи с желанием Московского государства обезопасить свои южные границы от набегов крымских татар и ногаев был основан город Бахмут. В 1701 году Петр Первый приказал создать здесь настоящую крепость. Со временем Бахмут стал обрастать людьми и производством и уже в 1783 году считался уездным поселком Екатерининской губернии.
К этому времени в нем насчитывалось более 20 солеваренных колодезей, 5 кирпичных, мыловаренный, свечной, воскобойный и салотопный заводы.
Знакомясь с дореволюционной экономикой и предпринимательством Бахмута, нельзя не обратить внимание на тот факт, что среди городских купцов, учителей, врачей, предпринимателей было большое количество евреев. К средине девятнадцатого века в городе уже была синагога, казенное еврейское училище 1-го разряда, несколько частных еврейских школ.
Межнациональные отношения в Бахмуте сложились таким образом, что быт евреев, особенно предпринимательской их части, во многом утратил религиозно-национальный характер и отличался от быта православных в основном лишь тем, что евреи посещали не христианские храмы, а синагоги и праздновали свои национальные праздники.
Однозначно можно утверждать, что даже волна погромов, возникшая в южных губерниях в 80-х. годах девятнадцатого столетия, обошла Бахмут стороной. Так уж повелось в этом небольшом городке.
В 1924 году, традиционно проигнорировав многовековую историю, партия и правительство торжественно переименовали Бахмут в город Артемовск, росчерком «рабочего» пера перечеркнув славное прошлое этого старинного города.
История Бахмута, начиная с момента его основания, безусловно, в равной степени связана с добычей соли и с суровой необходимостью в защите огромного и могучего государства от коварных и кровожадных врагов.
И защищать было от кого.
Но однажды наступил день, когда ни город, ни еще более огромное и могучее государство защитить не смогли. Не смогли защитить даже самых слабых и беззащитных своих граждан.
Много лет несет свои воды через этот городок река Бахмутка. Чего только не приходилось видеть на своем веку ее древним берегам — азлеты и падения, горе, невзгоды и простые человеческие радости, печаль и разлуку…
Но то, что произошло в городе в январе 1942 года, не может оставить равнодушным ни одного человека, если ему присущи обыкновенные человеческие чувства, если он способен считать себя ЧЕЛОВЕКОМ.
В Бахмуте всегда жили люди разных национальностей. Каждый из них нашел свое место в этом городке, свою любовь, свое счастье. Простое человеческое счастье, ради которого и живет на этой Земле человек. Каждый, которому Всевышний даровал величайший дар – жизнь.
Нельзя сказать, что отношения между жителями городка всегда были мирными и доброжелательными, такого, наверное, не может быть даже в одной, отдельно взятой семье. Но добрососедство, взаимоуважение и толерантность всегда приходили на смену различным конфликтам. Понимание национальных особенностей, культуры, исторических влияний всегда наступало вовремя.
Но пришел «черный» 1941 год.
31 октября 1941 года действующие части немецкой армии захватили город Артемовск. Убийства, грабеж, унижения, насилие и просто истребление мирных жителей пришли на смену мирной жизни в еще недавно тихом и родном для многих тысяч людей городке.
Горе, огромное человеческое горе присутствовало везде. Скорбь и слезы, страх и безнадежность охватили людей.
Каждое утро фашистские нелюди выгоняли из своих домов местных жителей, заставляли их рыть могилы. Тут же расстреливали их, затем подходили следующие, сталкивали убитых в ими же вырытые могилы и становились на их место… Вина этих людей была только в том, что они родились евреями…
И были те, которые руководили этими злодействами, которые совершали эти преступления, преступления против людей, против жизни, против Бога. По какому праву? Зачем? Разве божья заповедь «Не убий» была не для них? Разве их родила не мать? Разве у них не было детей?
Уничтожение евреев было одной из задач коменданта Артемовска майора Цобеля. Ему удалось подобрать себе единомышленников и помощников в этом кровавом деле среди тех, кто еще вчера ходил со своими жертвами по одним улицам, дышал одним с ними воздухом, ведь перед началом войны каждый пятый житель Артемовска был евреем.
Начальником полиции Бахмутского уезда был назначен некто Васильев, городским головою — бывший учитель немецкого языка городской школы Главня. Именно им и другим прихвостням и предателям принадлежал разработанный в мельчайших деталях и подробностях, как будто речь шла о каком — то технологическом процессе, план полного уничтожения евреев города.
19 ноября 1941 года был издан приказ, а в январе 1941 по городу расклеили объявление, опубликовали его и в газете « Бахмутский вестник».
1. В целях изолированного размещения все евреи г. Бахмута мужского и женского полов всех возрастов должны в пятницу 9 января в 8 часов утра собраться в помещении бывшего железнодорожного НКВД в парке.
2. Каждому лицу разрешается иметь с собой багаж в 10 кг, а также запас продовольствия на 8 дней.
3. На вышеупомянутом месте сбора должны быть сданы ключи от квартир с указанием фамилии и адреса (улица, № дома) владельца квартиры. Вход в пустые еврейские квартиры или изъятие каких-либо предметов оттуда со стороны гражданского населения рассматривается как грабеж и карается смертью.
4. Противодействие данному постановлению, в особенности неточная явка или отсутствие на указанном месте сбора, наказывается строжайшим образом.
5. Евреи, состоящие где-либо на работе, должны уволиться.
Городской голова.
Бахмут 7.01.1942г.
В город пришла беда, страшная и кровавая трагедия, величайшее преступление двадцатого века – ХОЛОКОСТ.
К назначенному месту шли люди. Шли женщины и дети, беспомощные старики, шли врачи, учителя, шли в свой последний путь. Некоторые не могли идти самостоятельно. Их везли на санках, тележках, просто помогали идти. Много было детей. Кого-то их них вели за руку, кто-то испуганно плакал на руках, кто-то беспомощно заглядывал в глаза близких, в глаза людей, обреченно идущих рядом.
Кто-то плакал, кто-то кого-то убеждал, что немцы все-таки цивилизованные люди, кто-то действительно верил, что их будут переселять в другое место, кто-то просто недоумевал.
Все они были обречены.
Все иллюзии развеялись уже на сборном пункте. У каждого человека отобрали все вещи. Тех, кто пытался оставить хоть что-то для детей и больных, жестоко избивали дубинками и всем, что попадалось под руку. Более трех тысяч человек загнали в холодные подвалы бывшего НКВД.
Три долгих, страшных и мучительных дня 9, 10, 11 января 1942 года людям не давали ни воды, ни пищи. Детский плач, стоны больных, крики о помощи не прекращались ни днем, ни ночью. Неравнодушных жителей Артемовска, желающих передать пленникам хотя бы кусок хлеба, полицаи жестоко отгоняли.
Убивать несчастных нелюди начали в ночь с 10 на 11 января. Часть обреченных была казнена в газовых душегубках, остальных на рассвете вывезли в алебастровые штольни. Последний путь обреченных по длинным подземным коридорам от входа в шахту до камеры № 46 был невыносимо тяжелым. Многие уже все понимали. Не могли поверить, но понимали.
Более трех тысяч человек шли этим скорбным путем. Все они были загнаны в камеру № 46 и живьем замурованы там. Крики, стоны и плач людей еще долго был слышен за стеной зловещей камеры.
Прошло время. Это не правда, что время лечит. Время всего лишь добавляет новые обстоятельства. В сентябре 1943 года Артемовск был освобожден от фашистской нечисти. Государственной комиссией расследовались варварские злодеяния оккупантов. Местные жители рассказывали членам комиссии о том, что в городе пропало несколько тысяч евреев, жителей Артемовска, о том, что помимо расстрелов, много машин, груженных людьми, выезжали в сторону карьеров.
Не только уполномоченные государственной комиссии, но и многие граждане Артемовска сочли своим долгом узнать судьбу этих людей. При обследовании шахты алебастрового комбината в одном из ответвлений они обнаружили заделанный кирпичной кладкой шурф шахты № 46.
Когда кладка была разобрана, свет факелов позволил увидеть жуткое незабываемое зрелище. Огромное помещение было полностью заполнено трупами. Трупов было настолько много, что свободного места на полу практически не было. Их были тысячи. Они, погибшие от удушья, сидели, стояли на коленях, полулежали. Скованные ужасом дети, рыдающие женщины, молящиеся старики застыли и мумифицировались в той позе, в которой их настигла смерть.
В материалах Нюрнбергского процесса это звучало следующим образом:
Чрезвычайная Государственная комиссия установила, что по приказу немецкого коменданта города Артемовска майора фон Цобеля было расстреляно и замуровано более 3-х тысяч советских граждан – женщин, детей и стариков, большинство из которых евреи.
Комиссия установила:
«В двух километрах к востоку от города Артемовска в туннеле карьера алебастрового завода на расстоянии 400 метров от входа имеется небольшое отверстие, замурованное кирпичом. После вскрытия этого отверстия обнаружено продолжение туннеля, заканчивающееся овальной пещерой. Вся пещера заполнена трупами людей, лишь небольшое пространство у входа и узкая полоса в центре свободны от трупов. Все трупы тесно прижаты один к другому и обращены спинами к входному отверстию пещеры. Трупы настолько близко соприкасаются, что на первый взгляд представляют собой сплошную массу тел»
(Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками – сборник материалов, том IV, стр. 64, 1959 год).
Трудно представить себе более жуткое и скорбное зрелище. После того, как трупы мучеников были вынесены из шахты, жители города опознали около 400 из них. Впоследствии городскому штабу «Поиск» удалось установить более полутора тысяч имен погибших.
Горсовет Артемовска, Артемовский завод «Шампанских вин», на территории которого находится камера № 46, Артемовский еврейский благотворительный фонд « Хесед Зикарон» инициировали и открыли 12 января 1999 года на месте трагедии мемориал «Стена плача».
Три скорбящие фигуры, зажатые от нехватки воздуха рты и струящиеся солоноватые капли…
Огромную подземную территорию занимает Артемовский завод «Шампанских вин», многими километрами тянутся его подземные коридоры. Но только по этой стене, стене камеры № 46 бесконечно сочатся слезы, слезы невинно замученных детей, женщин, стариков, слезы по безвинно погибшим.
Вечная им память.
НЕ БУДЕТ БУДУЩЕГО У ТЕХ, КТО НЕ ПОМНИТ ПРОШЛОГО.
ЭТО НЕВОЗМОЖНО ЗАБЫТЬ.
ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ПРОСТИТЬ.
ДА ВСПОМНИТ ГОСПОДЬ ДУШИ ЕВРЕЕВ г. АРТЕМОВСКА. АМЕН!
Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Артемовский Бабий Яр