
М.Каганович,
журналист, председатель Донецкого землячества в Израиле
Иерусалим
Только то, что полезно
Терпеть не могу сильно деловых баб, которые, вместо того, чтобы сидеть дома и борщ мужу варить, лезут, куда их не просят. Женщина должна создавать домашний уют, а не приковывать себя к решетке сада у парламента и кричать: «Мы требуем свободы в политике и в любви!».
Поэтому, когда мне стала приходить Интернет-рассылка «Киева еврейского», это раздражало. Там бесконечная Гройсман с ее всякими заявлениями!
Вот Гройсман на фото с раввином, вот с депутатом, вот она на большом воздушном шаре, а вот в президиуме. Сильно большой хохэм, как говорила моя бабушка, вы ж понимаете!
…Встречаю на базаре земляка с Украины, он мне говорит: «Ты слышал, Гройсман к нам в Иерусалим приезжает!». Я огрызнулся: «Гройсман-шмойсман!».
И вот заваливает «Киев еврейский» мою электронку своими сообщениями, и это раздражает. Но я почему-то их не удаляю, а читаю… Замечаю, что какую-то притягательную силу они имеют. Прочту и удалять не удаляю, храню. Даже и не пойму, почему…
Рассылок много разных от всяких инстанций приходит, и из всех я сохраняю только то, что действительно полезно, что может в жизни пригодиться. Я сохраняю рассылку «Сделай сам», потому что там рассказывают, как из бутылки сделать вазу, а из старой кофты абажур, я сохраняю рассылку «Огород без хлопот», так как там про комнатные цветы. Рассылку организации «Место встречи» тоже сохраняю – очень идейная, очень сионистская рассылка об экскурсиях по Израилю, учит любить нашу землю и нашу страну. Хорошие, умные люди ее делают, настоящие патриоты! А «Киев еврейский» этой самой Элеоноры Гройсман вроде мало чего дает на первый взгляд…Ну, подумаешь, скандалы и требования там всякие…
…Но почему-то рука не поднимается удалить эти сообщения, когда чистишь почту. И я их храню и частенько даже к ним возвращаюсь, просматриваю, перечитываю, над ними думаю.
Так это ж всё про нас!
И вдруг понимаю, в чем их притягательность: ведь это про самые актуалии нашей еврейской жизни! Самые сегодняшние! Скучновата или же, наоборот, скандальна она порой бывает, жизнь наша еврейская, но уж какая есть… И рассылки Гройсман жизнь эту в значительной мере, именно такой, какая она на сегодня и является, без прикрас отражают. Отражают, не похоже на другие СМИ.
Вот, посудите сами. Наша еврейская журналистика имеет две крайности. Это, либо писательство на религиозную тему, как в хабадских газетах, где все простаки, потому что не понимают, и только хабадники молодцы, потому что только они одни и понимают. Про полусферы и сферы святости с их искрами, которые высекают праведные, и со сверкающей короной Машиаха, до которой нам не дотянутья; либо – разные клубные газетки с одинаковыми названиями типа «Менора», «Шалом» или «Шабат-шалом». Эти – с отчетами о том, как водили хороводы на Хануку. И от их однообразия и приторной слащавости уже тошнит так, что и пончиков с вареньем не надо.
А пресса Гройсман – это нечто третье. Оно обо всем и сразу, но в наиболее значительной степени – о делах не древних, но сегодняшних, актуальных. Только это иной раз не сразу поймешь, понимание у Гройсман догоняет, как после первого стакана.
Ведь кроме нее-то, никто…
Вот, сделала Гройсман запросы во все уголки Украины про состояние старых синагог и разваленные еврейские кладбища. На первый взгляд – малополезная «канцелярская» работа, видна в ней какая-то вторичность: и кому нужен весь этот прошлогодний снег?! Но с другой стороны, благодаря работе этой, мы как бы сделали ревизию этой большой части нашего еврейского наследия в Украине, и теперь мы знаем, что у нас где, и как. И это бесценная информация! И это повод задуматься!
И кроме нее, кроме Гройсман, никто ведь подобного не сделал, не дал себе труда разослать повсюду запросы! У всех у нас другие задачи и все выше этого: хабадники открывают повсюду искры святости эпохи Машиаха, еврейские клубы водят вокруг пончиков хороводы… А Гройсман – она в центре злободневного, она повсюду влезает, она доказывает, она спорит. И оно ей, казалось бы, надо?
И еще, обратите внимание, нигде в инстанциях, куда Гройсман обращается, от нее не отмахиваются, не отмалчиваются, а присылают подробные ответы. Значит, с ней считаются!
Элеонора своею бурной деятельностью, может быть, порой и раздражает, но скажите, вы еще одну такую активную даму знаете? То-то! Да если на то пошло, не только более энергичной и деятельной женщины больше нет в еврейском мире Украины, но и более энергичного и деятельного мужчины, - человека вообще. Я просто смотрю по делам и сравниваю…
И вот тут, после этих слов про мужчину, женщину и человека, открывается отдельный поворот в теме и особый повод в нашем разговоре про эту самую сильно деловую «Гройсманшу».
Благословите женщину
В еврейском нашем мире, да и вообще, в мире, где правят мужики, на женщину смотрят сверху вниз, если вообще смотрят. И многие терпеть не могут сильно деловых баб, которые, вместо того, чтобы сидеть дома и борщ мужу варить, лезут, куда их не просят. Потому что они считают, что женщина должна создавать домашний уют, а не приковывать себя к решетке сада у парламента и кричать: «Мы требуем свободы в политике и в любви!».
Но отдельные, наиболее инициативные женщины, таки лезут, хоть их и не просят, и у них получается! И с чисто женским прилежанием и аккуратностью домохозяек они наводят порядок в этом мире, изгаженном ленивыми тупыми мужиками, которые сначала разбрасывают повсюду свои носки, а потом – бюджетные деньги, стратегические ракеты, территории, судьбы людей.
К женщине нужно присмотреться (только не похотливым взглядом!) и женщину нужно понять. Вот я, например, хоть и родился в военном городке и воспитан в казарме на подзатыльниках, поэтому в суждениях бываю резок, в детстве немало с девчонками дружил, как тот кузнечик с мухами. Нередко девчонки хвалятся: я всегда дружила с мальчишками и лазила с ними по заборам и деревьям! Ну, и что хорошего? А я дружил с девочками. И с ними так уютно…
Это привело даже к тому, что не далее как пару лет назад я помогал своей однокласснице в Украине бороться за место мэра в одном из городов, специально приезжал для этого из Израиля.
Кандидатку нашу, конечно, сожрали «Регионы», сожрали нагло, бесцеремонно, раздавали, как скорлупку, но сделали это технично, комар носа не подточил. Ну, кто, скажите мне на милость, подпустит к управлению городом женщину, когда есть прожженные претенденты-мужики, испытанные в боях за власть и в «подставах» друг друга, которые затем раздарят город сыновьям? А шла она, одноклассница моя, на мэра стопроцентно! Голосов набирала активно большинство! И голосовали за нее так здорово не потому, что она такая замечательная, хотя она действительно замечательная, голосовали за нее не только поэтому, а потому еще, что надоели мужики у власти, и люди хотели видеть у себя в городе мэром не хозяина, а хозяйку. Замечаете, как по-разному звучит? И «хозяйкость» эта женская проявляется во всем, в любых мелочах.
Помню, сидим мы как-то с Наташкой в машине, ждем… Она пошла, купила мороженое. Я свое съел и бумажку немедленно бросил по привычке под ноги. А она – свернула аккуратно-аккуратно, несколько раз и – в урну. Вот, в чем разница ментальностей мужчины и женщины…
Гройсман многие терпеть не могут, пишут о ней всякие гадости, но в пустую смоковницу камни ведь не бросают…
Заголовок
А я вообще, надо сказать, мужик вредный, задиристый. Тем более, у Гройсман в ее рассылках меня кое-что заслуженно раздражает. Раздражает, когда она пишет «вы» с большой буквы, обращаясь ко всем и сразу, а это пошло и неграмотно с точки зрения русского языка. Раздражает ее борьба с мертвыми. Фашисты, конечно, сукины дети, но они тоже жертвы войны и мне по-еврейски жалко даже и их, обмороженных под Сталинградом. Немного раздражает борьба Гройсман со словом «жид». Как израильтянин, я над этим свысока смеюсь. Нам бы ваши заботы.
Мы здесь, в Израиле, в своей стране, – гордые израильские евреи, и нас тут поэтому никто жидами не называет. Вывод: не живите в Украине, и обзываться никто не будет. Для вас же специально создан Израиль! И потом… как говорится, «шоб это было последнее горе». Нашла себе тему Гройсман. «Будь жид — и это не беда», — еще Пушкин писал.
Как по мне, так пусть хоть горшком называют, только убедительнейшая просьба: если захотят посадить в печь, то пусть не садят…
Хотя, могут ведь и в печь посадить, как это уже было! Начинается все ведь с малого, со слова «жид», например. Так что, может Гройсман и права в своих попытках пресечь дурные поползновения на корню?
Я сначала с ней вроде и спорю, а потом честно говорю сам себе: «не знаю…», а после вроде уже и соглашаюсь даже как-то… Вот в этом феномен Гройсман: сначала как будто раздражает, потом задумаешься – а ведь она права!
Что мне решительно нравится, что однозначно заслуживает у Гройсман одобрения: она не удаляет на своем сайте нежелательные в свой адрес комментарии. А они бывают очень даже злобными. Ну, ладно я где-то ее немного поцепляю-пощипаю из вредности своей природной и профессиональной журналисткой привычки задираться, но люди такое пишут! С такими обвинениями и нападками на нее! А она не вытирает нежелательное. Значит, не боится и отвергает обвинения. Значит, она права! Не причесывает критику в свой адрес у себя на сайте, ничего не изменяет. Не ругается, не опускается до бабской свары: «ось тобi, срака!», а ведет толковый спор. Она такая, как она есть.
Я не такая, я жду трамвая…
…И вот иерусалимский теплый вечер… Я жду своего автобуса «восьмерки» и вдруг вижу – до боли знакомое из Интернета лицо. Подхожу. «Вы… Гройсман? А я, знаете, кто? Я тот самый Каганович, который вас нередко на сайте цепляет».
И мы поехали с ней вместе. Оказалось, ей тоже была нужна «восьмерка» и нам было по пути. Дорогой обсуждали израильские реалии, сравнивали с украинскими. Вот, например, солдат положил ноги в своих больших ботинках в глине на сидение. А в Украине так делают? В Украине ноги на сидение не кладут, там страна по-европейски культурнее, но там зато сидения режут ножами. Тут сделай замечание молодому человеку, он смутится, извинится и ноги уберет, а в Украине нож достанет.
И мы вышли с ней на остановке и проговорили битый час. И, знаете, мне было очень интересно с ней вживую общаться, и расходиться не хотелось. Она в жизни, оказывается, такая приятная женственная женщина! Совсем не похожая на скучное эмансипе, на тех засушенных дур – прыщавых политологов в париках, которые требуют свободы в политике и в любви.
…Потом, через время, мы встретились с Гройсман еще и в иерусалимском трамвае, и раскланялись уже как старые друзья. Она наезжает в Израиль, потому что, живя в Украине, старается жить и нашей израильской жизнью тоже, как и подобает еврейке. Не в пример тем евреям, которые в Украине имеют свой хороший кусок, и до Израиля им дела нет, хоть пропади. Вернее, как раз в пример им, таким.
А борщ сварить любая может
Недавно все мы узнали новость о том, что создается в Украине еврейская партия. Что ж, дело нужное, пожалуй. Я лично за, одобряю! Только вот, кто ее возглавит, такую партию? Ленин говорил: есть такая партия! Есть-то есть (или будет), а кто возглавит? Вот вопрос!
Опять олигархи, которым до простых евреев никакого дела не будет? Я всегда говорил и говорю: партии и политические движения должны возглавлять люди обыкновенные и даже бедные, только тогда они будут понимать нас, народ. Потому что сытый голодного-то не разумеет.
Люди простые пусть, наконец, придут в политику, но порядочные, активные, неравнодушные. Такие, которые своей активностью вроде бы и раздражают, но, если не раздражаешь, то ты другого и не расшевелишь! Раздражает, значит, трогает, за живое задевает.
Если бы меня спросили, кто бы мог достойно возглавить еврейскую партию Украины, вот я бы предложил кандидатуру Гройсман! У нее получится, вот увидите. Женщин в политике остро не хватает, тем более, таких. А борщ в конце концов сварить любая может. Правильно?