

Анатолий Гендин
Председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Крыма
член Крымского союза журналистов этнических СМИ
Возвращаясь к моей публикации За благоустройство территории синагоги в Евпатории еврейскую общину оштрафовали на 17000.00 грн, сообщаю, что я получил ответ от Председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране культурного наследия. Из ответа я понял, что оказывается «заказ» на проверку текущих ремонтных работ по обустройству вспомогательных помещений на территории синагоги «Егие -Капай» и благоустройству дворовой территории, для открытия культурно-этнографического центра во дворе ремесленной синагоги «Егие-Капай», с кафе-музеем и национальной кухней, поступил от…, а теперь, как говорит Михаил Задорнов: «задержите дыхание» — письменный запрос на проверку поступил от ГУ СБУ в Автономной Республике Крым!?
С каких это пор ГУ СБУ стало интересоваться проведением текущих ремонтных работ на территории религиозных общин? Пусть даже в историческом центре Евпатории, и в комплексной охранной зоне средневекового ядра города Евпатории XV-XIX в.? Выходит, что из здания синагоги можно было устроить конюшню, маслобойню, дворовые постройки можно было довести до аварийно-опасного состояния, а если религиозная община нашла оптимальное решение, чтобы из заброшенных сараев и разбитого покрытия дворовой территории, за собственные средства, без привлечения бюджетных средств, сделать изюминку, которая стала визитной карточкой маршрута «Малый Иерусалим», и благодаря которой Евпатория стала победителем в престижном конкурсе «Европейской награды за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов «BestPracticeAward», получив награду Совета Европы, то за это требуется оштрафовать! Кстати, согласно требованиям части 1 статьи 44 Закона Украины «Об охране культурного наследия» очень четко сказано, что орган охраны культурного наследия обязан наложить на юридическое лицо финансовые санкции за проведение любых незаконных работ, которые могут нанести или нанесли вред памятнику, его территории, охраняемой археологической территории, охранным зонам».
Так пусть уважаемый Республиканский комитет по охране культурного наследия, укажет хоть одно замечание по нанесению вреда памятнику, его территории? Но как вы можете заметить, памятник был сохранен, а его территория была отлично благоустроена, что было отмечено руководством евпаторийского горсовета на торжественном открытии культурно-этнографического центра в юбилей 100-летия синагоги «Егие-Капай».
Но у нас госучреждения разучились работать, все контролирующие органы любят только давать указания, контролировать, разрешать или не разрешать и штрафовать. А вот помогать, быть партнерами, оказывать поддержку инициативам, этому они разучились, а может быть никогда и не умели. Особенно в этом «преуспел» Пенсионный фонд Украины, который знает только два математических действия: это отнимать (штрафовать) и делить. Другие математические действия им неизвестны.
Теперь, к сожалению, к ним присоединился и Республиканский комитет по охране культурного наследия. Я уверен, что у этого, очень уважаемого мною комитета, кроме штрафных санкций, есть достаточно способов взаимодействия и партнерского отношения к религиозным организациям, которые, кроме декларационных заявлений от государства, финансовой помощи для осуществления своих религиозных программ, помощи не получают.
А, если у ГУ СБУ в АРК недостаточно работы, что заставило их интересоваться проведением текущих ремонтных работ, выполняемых религиозными организациями, то я могу предложить ГУ СБУ в АРК, прокуратуре и Республиканскому комитету по охране культурного наследия несколько серьезных проблемных вопросов, где действительно требуется их профессионализм и силовое влияние.
Как ни странно, но первый вопрос связан с объектом, который, находится в 50 метрах от синагоги «Егие Капай», в комплексной охранной зоне средневекового ядра города Евпатории XV-XIX в. – это исторический комплекс турецких бань. Этот исторический объект несколько лет тому назад передали для туристического обслуживания одному лицу, которое в первую же ночь: вывезло из бань старинные каменные ванны, каменные чаши и снял старинные облицовочные плиты с пола и т.д. Восстановлению комплекс турецких бань не подлежит. Комплексу нанесен невосполнимый ущерб. Даже если сделать копии украденного, то потеряна ценная энергетика украденных вещей. Многокилограммовые каменные ванны и чаши с облицовочными плитами пола безвозвратно потеряны, их не нашли. Почему?
Второй объект находился в Алуште – молитвенный дом, короче – синагога. На протяжении более 10 лет я вместе с еврейскими организациями Алушты, вел переговоры с горсоветом, СМ АРК, чтобы здание синагоги, в котором находился недействующий кинотеатр, было передано еврейской общине. Ответных писем было много, от полного непринятия решения, до обещаний горсовета положительно рассмотреть этот вопрос. А в промежутках между ответами, горсовет передавал это здание, то одной фирме, то другой. Когда я увидел, что здание синагоги могут элементарно снести, то я обратился во все инстанции, которые могли это предотвратить. Несколько ответов из прокуратуры Алушты и прокуратуры АРК гласили, что «причин для прокурорского реагирования нет»!
Чем все закончилось? Здание синагоги, как я и предупреждал силовиков, снесли, а вместо него что-то построили. Дело закрыто. Теперь точно причин для прокурорского реагирования нет. Был объект, была причина для реагирования, нет объекта… А куда смотрели ГУ СБУ, прокуратура, Республиканский комитет по охране культурного наследия? Вот где нужно было применить всю мощь силовых структур.
Третий объект находится в Феодосии. Очень известное здание – Дом офицеров, раньше это была Большая Хоральная Синагога. В апреле 1929 года это здание у евреев Феодосии отобрали и открыли там Центральный Дом физкультуры. Потом это здание принадлежало МО РФ, как Дом офицеров, но сегодня они это здание освобождают, а кто заберет этот культовый объект? Кому передадут этот объект? Может быть религиозной общине? Но, насколько я знаю, за этим культовым объектом стоят такие мирские силы, что еврейские организации в Феодосии даже боятся заикнуться, чтобы этот объект вернули законному владельцу, в соответствии с Указом Президента Украины по возврату культовых объектов. Вот здесь бы не помешало вмешательство и ГУ СБУ и прокуратуры, и Республиканского комитета по охране культурного наследия.
Четвертый объект – это тоже памятник по охране культурного наследия – это место массовых расстрелов евреев и крымчаков в декабре 1941 года на 10-м километре Феодосийского шоссе. Это место нужно спасти от нашествия мародеров – черных археологов. Это уже непростое дело, а дело чести всех силовых и государственных структур АР Крыма.
Я могу этот список продолжить, но на сегодня я считаю достаточно и этих вопросов, на которые просто обязаны обратить свое внимание и СБУ в АРК и прокуратура в АРК и Республиканский комитет в АРК по охране культурного наследия.