Когда узнаешь из интернета, что в родном поселке, который последний еврей покинул 15 лет назад, еврейская община радостно отпраздновала Пурим – это вовсе не смешно.
Когда же исчезают еврейские исторические памятники, когда на еврейском кладбище (Черновцы, 2008) устанавливают украшенный нацистским крестом мемориал в честь их убийц, когда еврейские общины равнодушно взирают на то, что творится на местах массовых убийств евреев и с их историческими памятниками, — становится совсем не до смеха.
«В этом году 4 июля исполнилось 70 лет с того времени, когда на самгородском поле были зверски убиты 595 человек, в том числе – 268 детей и 15 военнопленных, — поведал Олег Оркуша, депутат Козятинского районого совета. – Это был период немецкой оккупации. По свидетельствам старожилов и архивными данными, в тот день колонну людей повели за полтора километра от окраины Самгородка, в сторону села Лозивка, где в 50-60 метрах от дороги были выкопаны две ямы. Жертв расстреливали и бросали туда. На одной из них в 50-х годах поставили деревянный памятник, а в 70-х заменили четырехгранным обелиском…
К Самгородскому обелиску на Козятинщине, что на Винничине, уже восемь лет никто не приносит цветы, монумент зарос травой… Земля, на которой находится памятник, принадлежала свекловодческому совхозу и была разделена на участки в 2004 году… Из 60-ти метров земли вокруг обелиска, обозначенных в архивах, после раздела осталось всего три… Памятник в участок не входит, но подходы к нему входят и, чтобы сделать дорожку к памятнику, необходимо переделать всю техническую документацию… Хозяин участка не против алейки, но терять деньги и обивать пороги земельных инстанций не желает. Хотя необходимый договор заключается безплатно, стоимость его регистрации составляет 129 гривен. Все стороны согласны и все не возражают. Но кто же этим будет заниматься?» ( Анастасия Олехнович. Обелиск «потерялся» среди поля. Газета «Крила України» от 30 апреля -10 мая 2012 года,, № 18-19 (629-630).
Я преклоняюсь перед Анастасией Олехнович, поднявший этот нелегкий, но очень нужный вопрос и всеми людьми уважающими общечеловеческие моральные принципы. Винничина богатая такими людьми. Совсем недавно, 24 июля этого года, Чрезвычайный и Полномочный Посол государства Израиль наградил четыре семьи винничан, спасавшие от гибели евреев в годы Второй мировой войны, дипломами и медалями Праведников народов мира.
Судя по тому, что почти половину расстрелянных составляли дети – жертвами похороненными в самгородской могиле были евреи. По данным, вышедшей в 2000 году в Киеве «Энциклопедии Холокоста» А.Круглова, в Винницкой области был убит 178181 еврей. Только в течение одного дня 19 сентября 1941 года, в Пятничанском лесу были расстреляны 15 тысяч евреев. По данным на 1 мая 2012 года, в настоящее время еврейское население Винничины составляет всего 0,5% от 1631,9 тыс. жителей области, которая имеет в своем составе 27 районов, 17 городов, 22 поселка городского типа и 1053 села. Совершенно естественно и закономерно, что вопросом алейки к Самгородскому обелиску должна была бы заняться созданная, в том числе и с этой целью, при помощи финансирования «Джойнта», винницкая городская еврейская община (ВГЕО), которая является юридически зарегистрированным обществом и официально насчитывает примерно 3000 человек.
«По инициативе ВГЕО была создана областная община. При помощи уже этих двух организаций создались и создаются в настоящее время общины в районных центрах области. Прошло время. Областная община распалась, как выполнившая свои функции – теперь общины в районах области могут обходиться без «посреднической» структуры. Но ВГЕО все равно существует – как наиболее массовая и наиболее «терпимая» организация. Ведь многие члены ВГЕО входят одновременно и в другие организации. Но это не мешает им быть членами самой городской общины (По данным председателя общины Евы Богомольной, в
настоящее время в городе Виннице существует 35 еврейских организаций, а реббе Шауль Горовиц утверждает, что субботние трапезы посещают прихожане 4-х общин города).
Одной из самых основных сфер деятельности является работа по увековечиванию памяти о еврейских жертвах, павших во времена Холокоста. При непосредственном участии ВГЕО были созданы мемориалы памяти в селах Якушенцы и Щитки Винницкого района. Была проведена реконструкция мест массового расстрела евреев по ул. Максимовича в городе Винница. При ВГЕО также существует «Фонд памяти», который служит специально для вышеназванных целей.
В области десятки могил на местах массовых убийств евреев. Уход за ними является основной обязанностью и долгом винницких евреев, жизнь которых, по утверждению их самих, стала не только сытнее, но и более духовной и радостной благодаря Благотворительному Центру «Хэсэд Эмуна», родившемуся при финансовом, методическом и организационном участии Американского распределительного комитета «Джойнт». Долг бывает не только денежный. Долгом может быть и абсолютно не материальное, рожденное порывами души, духовное состояние человека.
Евреев никто и никогда не считал бездушными личностями. Как же могло так случиться, что за восемь лет, получая на эти цели немалые средства, никто из ВГЕО не поинтересовался судьбой обелиска на месте массового убийства евреев у Самгородка? Почему ни одна из многочисленных еврейских общин области ничего не знает о старинном заброшенном еврейском кладбище в селе Городковка Крыжопольского района? Сколько еще в области других, находящихся в забвении, еврейских могил и исторических памятников, особенно в местах, где в действительности, не только нет евреев, но и забыли, как они выглядели?
То небольшое количество памятников, которое незаслуженно местные еврейские лидеры называют мемориалами и гордо демонстрируют спонсорам совместно с благотворительной столовой, Центром помощи и некоторыми другими своими организациями, отнюдь не является достаточным доказательством расходования тех сумм, которые были на это им переданы. О моральном долге говорить вообще не приходится.
Иногда вопросами установки памятников и ухода за ними занимаются родственники погибших, но у похороненных в самгородских ямах, по-видимому, никого в живых не осталось. Обелиск находится далеко, для пиара его использовать невозможно. Если сделать к нему алейку, то после этого необходимо будет привести могилу в порядок и заниматься уходом за ней. Зная, что мертвые пожаловаться не могут, потерявшие последние крупицы чести, совести и стыда, дельцы делающие бизнес на нашей памяти, стараются не привлекать к обелиску внимания, надеясь, что он незаметно исчезнет и избавит их от забот. Очевидцы умирают, ничем не отмеченные могилы на местах массовых расстрелов евреев, которые упорно не желают замечать еврейские лидеры, постепенно исчезают. Слава Б-гу в данном случае это не произошло, но, к сожалению, наше общество деградирует, еще не вечер и всё ещё впереди.