Зиновий Орлов, Маалот, Израиль
Ознакомился со статьей О гиюре, светских евреях и ортодоксах и хочется поспорить, высказать, с чем я не согласен. В самом начале статьи имеет место противоречие.
Читаем: «На самом деле в Израиле нет проблем для светских. Трудности начинаются с момента решения вопросов брака, учебы и похорон». Непонятно, а какие еще могут быть трудности у неевреев и евреев не по Галахе? Не пускают в ресторан, не отпускают товары в магазинах. Далее, он прав, когда говорит, что все вопросы еврейской жизни были определены раввинами. Я бы здесь добавил — 4000 лет назад. Я, как светский человек, не совсем воспринимаю, что все, что делают и решают раввины,.все это они делают по воле Вс-вышнего.
А где человеческий фактор? У них ошибок не может быть? Шейхет разрывает семейные связи между светскими и религиозными членами семьи, как будто они живут в разных странах. В моей светской семье сидят за одним столом евреи и евреи не по Галахе. Для меня, как следует из письма Шейхета, это не имеет значение. А для остальных членов семьи? Один внук перестал со мной разговаривать в субботу по телефону, затем откажется вести мать в субботу в больницу и будет мне доказывать, что «до гиюра рукой подать» (слова Шейхета).
Вопрос гиюра это особый разговор и очень длинный. Моя жена, еврейка не по Галахе, ходила на курсы юдаики, и она никак не могла запомнить — кто кого родил. Здесь делаю вставку от себя. Наука доказала, что нет никакой разницы между кровью женщины и мужчины. Поэтому для установления еврейства не должно иметь значение у еврея 50% крови женской или мужской, тем более ранее еврейство устанавливали по отцу, а затем стали устанавливать по матери. Никто не может толком обьяснить почему это так и когда произошло. Далее Шейхет описывает, как в еврейском религиозном мире свято чтут геров. Позвольте не согласиться. Лидер партии ШАС Ишай выходил с предложением в паспортах указывать дату прохождения гиюра(евреи второго сорта). Предложение отпало, так как национальность из паспорта выкинули. Должен заметить, предложение Ишая было не на пустом месте. Привожу слова из Торы: «Когда человек принимает еврейство, он должен полностью изменить образ жизни. Гер до 24-го поколения может вернуться к прежнему состоянию. Рецедивы прошлого сохраняются в генетической карте потомков. Человек, заключивший брак с неевреем, фактически, порывает с иудаизмом, и вряд ли такая пара будет строить дом в соответствии с Торой, даже когда нееврейка прошла Гиюр». Вот почему я считаю, что признание еврейства по маме и папе и есть кардинальное решение еврейского вопроса.
Далее Шейхет пишет, что «ультраортодоксы принципиальны в отношении брака между собой. Чтобы сохранить уровень религиозности и чистоты в новых семьях, тщательно отслеживают родословную. Именно поэтому в еврейскиом народе присуствует институт сватоства». Мы знаем историю королевских браков, где главное сохранить королевскую династию или более высокие государственные интересы. Вспомним песню Аллы Пугачевой -«Все могут короли, все могут короли, но только не могут жениться по любви» Кстати, одни английский принц отказался от короны из-за любви к американке. Другой принц Уильям женился на Кэйт Миддлтон еврейке по материнской линии. Это значить, что будующий король Англии будет еврей. Я не отрицаю институт сватоства. Сам прошел через него, но я бы разделил религиозное сватоство от светского. Светская любовь-это любовь двух равноправных сердец. А как записано в Торе по вопросу брака.«И взял он Рифку, и стала она его женой, и полюбил ее» Сначала он взял ее. Мой отец говорил мне: «Можешь жениться на девушке любой национальности. Главное, чтобы она была хорошим человеком, но все-таки лучше чтоб она была еврейкой». Очевидно, он не делал различия между еврейкой и еврейкой не по Галахе. Еврейские светские свахи в первую очередь хвалят родителей невесты. А потом и саму невесту. Есть такой анекдот. Обьявление в газете — «Блондинка, 50 лет, рост 170см, вес — 65кг, занимается музыкой, спортом, материально обеспечена. Ищет жениха для дочери»
Первые мои знакомства были с дочерью лучшего портного города, затем с дочерью полковника медицинской службы. Остановился на студентке мединститута. Через 1,5 года поженились.Прожили вместе более 50 лет. Познакомился я со сватоством у мусульман, когда работал в городе Фергана. Однажды смотрю мой рабочий Ахмед плачет." Что случилось?"- спрашиваю я. «Родители женили меня, а она такая старая, некрасивая.» «А ты откажись от нее». " Не могу, родители уже уплатили за нее калым". В интернете была показана групповая свадьба в Газе. Одновременно женилось 200 пар, причем невестам 9-12 лет. Шейхет пишет, что раввины посоветуют, как жить светским евреям. Да, я сталкивался с их советами. На лекции один раввин говорил, что безработица определена свыше. Одни должны работать, а другие молиться.Получается одни должны защищать Родину в боях, другие будут за них молиться. Более того, один раввин доказывал, что все войны Израиль выиграл не за счет героизма еврейских солдат и евреев не по Галахе, а потому что ультраортодоксы молились и их молитвы услышал Вс-вышний. Светским евреям это не понять. К какому выводу приходит Шейхет? Он против всяких компромиссов между светскими и религиозными евреями. «Альтернативы нет.» Но с другой стороны, он пишет что Израилю нужны мотивированные люди. Не могу его понять.
Мотивированные люди это не догматики. Это люди мыслящие, учитывающие обьективную реальность, а не видят во всем только волю Вс — -вышнего. По моему статья написана некорректно. Автор ни разу не сказал слово «еврей не по Галахе » Это он сделал умышленно, или для него нееврей и еврей не по Галахе одно и тоже?