Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Как расходуются деньги на еврейскую культуру? Репортаж с пресс-конференции
Как расходуются деньги на еврейскую культуру? Репортаж с пресс-конференции
Элеонора Гройсман
главный редактор медиа-проекта «Киев еврейский»
28 февраля в УКРИНФОРМе состоялась пресс-конференция руководителей Еврейского фонда Украины и издательства «Адеф-Украина». На ней была отмечена необычайная важность завершения уникального проекта — издания четырехтомника произведений Шолом-Алейхема «Мир Вам» в подарочном варианте.
Как выяснилось, цена комплекта для потребителя составляет 1600 грн. И при этой заоблачной цене авторы проекта утверждают, что книги «будут служить возрождению языка идиш в Украине».
Четырехтомник издан на двух языках: идиш и русском. Ведущие конференции настоятельно уговаривали присутствующих, что он «очень нужен в первую очередь украинскому читателю».
На вопрос журналиста, почему же он не издан на украинском, последовало странное объяснение: Мы и так долго и сложно переводили его на русский, если бы потом пришлось переводить еще и на украинский, проект вышел бы за рамки всех бюджетов.
Добрую половину времени «кукушка хвалила петуха за то, что он хвалил кукушку». Аркадий Монастырский выражал огромную благодарность за издание книг в течение всего одного года издательству «Адеф-Украина». А директор издательства Игорь Шпак благодарил Аркадия Монастырского за то, что тот дал финансовую возможность осуществить такой проект. Слово «уникальный» по отношению к проекту звучало в каждом предложении. В зале присутствовали «простые работники» издательства, которых руководство «Адеф-Украина» прихватило с собой, чтобы «они оценили результаты своего огромного труда, посмотрели какие высокие гости пришли оценить их подвиг, и для того, чтобы у них росла мотивация от причастности к великому».
Аркадий Монастырский пафосно произнес, что сейчас прозвучит поздравительное слово министра культуры. И включился красиво начитанный текст письма г-на Новохатько, в котором он пожелал новых свершений всем участникам проекта и пресс-конференции.
Затем выступили представители дипломатических миссий Израиля, Австрии и Польши. И все они дипломатично рассыпались в дифирамбах «уникальному проекту».
Замдиректора издательства «Адеф-Украина» артистично обратилась к представителям посольств со словами:
— Приглашайте нас в свои страны! Зовите нас в институты ваших стран! Мы с Аркадием Монастырским очень легки на подъем. Мы возьмем этот уникальный четырехтомник и поедим с ним к студентам разных стран. Ведь очень важно возрождать идиш. А эти молодые люди проживут намного больше нас. Они только начинают жить.
Впору было заплакать.
Затем замдиректора издательства похвалилась:
— Таким небольшим составом, всего 65 человек сотрудников нашего издания, при огромной поддержке Еврейского фонда удалось всего за один год совершить такой подвиг и издать такие уникальные книги.
Наконец, один журналистов не выдержал и спросил:
— Какова цена подвига?! Во сколько обошелся уникальный проект?
Настроение ведущих резко изменилось.
— Это коммерческая тайна. Зачем задавать такие вопросы. Вы понимаете, что вместо того, чтобы покупать дома и яхты, люди вкладывают деньги в книги. А от ваших вопросов книги в Украине вообще могут перестать издаваться, — завила активная книгопечатница.
Тут логика железная, ни дать, ни взять.
Еще один вопрос журналистки был адресован Аркадию Монастырскому.
— Киевский литератор Валерий Кунов издал в твердом переплете книгу мудрости Шолом-Алейхема. Он обращался в Еврейский фонд Украины и предлагал книги по оптовой цене 10 грн. Вы могли закупить эту книгу и раздать ее в общины и библиотеки.
Монастырский:
— Да, Кунов обращался в наш фонд. И предлагал книги. Он, насколько я знаю, издал их за свой счет. Но в то время, мы уже работали над реализацией проекта по изданию четырехтомника. И не могли покупать другие книги Шолом-Алейхема. Сейчас, после успешного завершения этого проекта, мы можем подумать. Если у Еврейского фонда будут деньги на это, то мы, возможно, сможем выкупить часть тиража и раздать его библиотекам.
Каким образом, на уникальное издание Шолом-Алейхема по 1600 грн. деньги есть, а на практическую энциклопедию по минимальной общедоступной цене денег нет, никто объяснять не стал.
Далее, перед постановкой основного вопроса одна из журналисток попросила маленькое уточнение:
— На официальном сайте Еврейского фонда Украины указано, что президентом является Олег Гроссман. Сегодня здесь присутствует президент Владислав Даточный. У Вас сменился президент?
Неловкое замешательство. Мычание исполнительного директора Аркадия Монастырского. И, наконец, Владислав Заточный, отвечает на вопрос. Он говорит, что Олег Гроссман его давний хороший друг и хороший бизнесмен. И он его попросил стать президентом Фонда.
— Я здесь человек совсем новый. Видите, я больше записываю, чем говорю, — оправдывался Заточный.
Предыдущим президентом Еврейского фонда Украины был Олег Гроссман, а до него Александр Фельдман. Бессменным исполнительным директором фонда, а де-факто его хозяином, является Аркадий Монастырский.
После этого эпизода журналистка вернулась к основному вопросу.
— В прошлом году Министерство культуры выделило Еврейскому фонду деньги на издание словаря идиш. А Дмитрий Тищенко, под редакцией которого должен выйти словарь, говорит, что он так и не издан.
Отвечает Аркадий Монастырский:
— Да, спасибо министерству. Оно дало нам деньги на издание идиш-украинского словаря. Он вышел и мы раздали его по библиотекам. Но оно дало нам совсем маленькие деньги 40 000 грн. И потому мы на деньги Еврейского фонда Украины издаем еще более расширенный идиш-русский словарь. Он уже скоро выйдет. И в мае будем его презентовать.
Шалом тебе, Украина, от господина Монастырского
— Каким тиражом вышел идиш-украинский словарь?
Монастырский:
— 400 экземпляров.
— Скажите какое издательство напечатало Вам книги по такой цене?
Монастырский:
— Сейчас не скажу точно. Оно записано у нас в договоре.
— То есть на государственные деньги вы издали словарь по цене 100 грн за книгу?, — удивляется журналистка.
Монастырский:
— Зачем вы задаете такие вопросы. Вы что из налоговой инспекции. Тогда туда и обращайтесь. Мы как общественная организация подаем туда отчеты регулярно. Понимаете, министерства объявляют тендер. Мы его выигрываем. И министерство дает только 30% денег, а остальные мы привлекаем сами. Знаете, — грустно добавил Монастырский, — с каждым годом заниматься фандрейзингом все труднее и труднее.
Благотворительные фонды в Украине не контролируются государством и этим пользуются
Особого сочувствия в зале не намечалось.
И опять Монастырский: Я так понимаю, вас не пресс-конференция интересует, а желание задать вопрос. Я знаю, есть такие недобросовестные журналисты.
— Вы всех журналистов, которые задают вопросы, которые вам не нравятся, считаете недобросовестными?
Монастырский:
— Знаете, есть журналисты-провокаторы.
— Вы меня имеете в виду?, — спокойно спросила журналистка.
Монастырский:
— Вы что пришли сюда, чтоб спровоцировать меня на скандал. А я не хочу скандала.
У меня неприятный вопрос, — взяла слово представитель другого издания:
— Куда делись 8 миллионов долларов, которые предназначались для бывших узников гетто и концлагерей?
Монастырский:
— Я знаю, откуда вы это узнали. Есть такая провокатор, Элеонора Гройсман, так она на своем сайте регулярно размещает статьи и расследования об этих деньгах. Деньги были и все розданы. Еще с 1999 по 2002 год. Понимаете, прошло 10 лет. Люди, извиняюсь, эти деньги уже потратили. Им сейчас по 80 лет. Они жалуются, что им неприятно слышать об этом. В комитет по распределению денег тогда входило 27 человек. Я ими только руководил. Деньги были даны Еврейскому фонду Украины, но распределялись через Приватбанк. Каждый человек получил личное приглашение, пришел в банк и получил. Мы раздали деньги восьми тысячам узникам. Были расписки. Все было. Сейчас этот проект закрыт. И я в прошлом году сообщил о том, что 10 лет назад мы с успехом завершили этот уникальный проект. Так что все вопрос закрыт. И больше его не поднимайте, — горячился руководитель ЕФУ.
Я на пресс-конференции не была, смотрела ее онлайн на сайте Укринформа. И была несколько удивлена, когда Монастырский назвал меня и обозвал «провокатором». Мы размещали на портале «Киев еврейский» материалы о нецелевых растратах денег на сайт «Бабий Яр» и статьи о бывших узниках гетто и концлагерей, которые не получили денег, и узнали о них вместе с нами, лишь спустя 10 лет «после окончания уникального проекта». Кроме того, 10 лет назад в Украине не было восьми тысяч бывших узников.
В конце пресс-конференции Аркадий Монастырский строго пригрозил журналистам в зале:
— Если журналисты напишут что-то не то о нашей пресс-конференции, то учтите, есть специальные органы. И мы будем в них обращаться.
Похоже, я уже написала «что-то не то». Теперь буду ждать реакцию органов.
P.S. Худрук Киевского еврейского театра им. Шолом-Алейхема, постоянно притесняемого Аркадием Монастырским, Авигдор Фрейдлис, как-то сказал мне:
— Когда говоришь «еврейский театр», это уже звучит как ругательство. Если бы они 20 лет не воровали, а возрождали еврейскую культуру в Украине, то все было бы иначе.