
Памятник жертвам погрома в г. Хмельницком
После 20-ти лет независимости Украины и восстановления исторической справедливости, память о трагедиях погромов предается забвению. Во всей Украине только в Хмельницком установлен памятник жертвам проскуровского погрома. Тогда в течении трех часов было вырезано более 1600 евреев.
В Киеве такого памятника до сих пор нет. И, похоже, никогда не будет.
В заключительном документе конференции „Украинско-еврейские отношения в начале ХХ века: взгляд из современности”, проходившей 13 ноября 2005 р. в еврейском общинной центре «Сифрия», было предложено установить памятник жертвам погромов на участке остатков старого еврейского кладбища в районе Бабьего Яра недалеко от памятника „Менора”. Именно там были похоронены часть жертв погрома1905 г. ( „По-киевски”, 19.10.2005 г.). Совет Киевской еврейской общины создал группу по реализации этого проекта.
С февраля 2006 года ряд организаций [Еврейский фонд Украины (вх. №5337 от 15.02.2006), народный депутат А.Б.Фельдман (исх. №43 от 25.4.2006), Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма Украини (исх. №177/01 от 18.05.06), Академия истории и культуры евреев Украины им.Шимона Дубнова (исх. №37 от 15.06.2006), Антифашистский форум Украины (исх. №28/07/07 от 03.7.2007) и др.] обращаются в КГГА с просьбами разрешить поставить памятник жертвам погромов.
C того времени Главное управление по вопросам внутренней политики КГГА отделывалось всевозможными отписками. Наконец был получен ответ, который гласил: «На заседании комиссии по вопросам наименований и памятных знаков исполкома Киевсовета (КГГА), которое состоялось 18 марта 2011 года, члены комиссии не поддержали установление памятного знака жертвам погромов» (письмо №051-769 от 18.04.2011). Поэтому сейчас, когда исполнилось 90 лет после окончания третьей волны погромов, напомним их хронологию:
1113 г. – первый погром, о котором летопись повествует: “Кияне же разграбиша двор Путятин тысячского, идоша на Жиды и разграбиша”.
1648 г. – восстание под руководством Б.Хмельницкого, во время которого были истреблены десятки тысяч иудеев. Днем их памяти евреев считают 10 июня (20 сивана), когда во время взятия Немирова было уничтожено почти 6000 прихожан синагог. Тогда была составлена специальная молитва памяти этих жертв.
1710 г. — на Правобережной Украине крепостные-беглецы начали повстанческое движение, которое получило название гайдаматчина. Активизация движения в 1734, 1750 и 1768 годах сопровождалось нападениями на большие города и погромами. Только при взятии гайдамаками Умани было уничтожено почти 20 тыс. евреев.
1821, 1859, 1871 гг. – погромы в Одессе.
1881 г. – начало первой волны погромов, которые длились свыше четырнадцати месяцев и охватили более 150 городов и местечек Украины. Под влиянием этих погромов одесский врач Лейб Пинскер опубликовал в1882 г. в Берлине на немецком языке анонимно свою брошюру «Автоэмансипация», чем положил начало палестинофильскому движению на Украине.
1904-1906 гг. – вторая волна погромов, охватившая свыше 500 городов и местечек Украины.
1918-1921 гг. — третья волна погромов, охватившая более 700 населенных пунктов. Причем во многих погромы были по два-три раза. По данным исследователей, Директория (которой руководил С.Петлюра) с ее структурами несет ответственность за 40% погромов, независимые военные группировки — за 25%, Белая Армия — за 17-20% (Полетика Н.П. Виденное и пережитое. – Библиотека-Алия, 1990. – С. 181; Henry Abramson. A Prayer for the Government. Ukrainians and Jews in Revolutionary Times, 1917-1920. Cambridge, 1999. — P. 115).
Решение Главного управления по вопросам внутренней политики можно объяснить можно объяснить только так: зачем памятник жертвам погромов в городе, где есть улица Петлюры, а на ул. Маршала Малиновского, 6-а установлен памятник «Старшинам Армии УНР — уроженцам Киева»? Ведь это явное противоречие, если не явный упрек. Материалы для такого упрека легко найти в монографии член-корреспондента НАН Украины, директора Украинского института национальной памяти В.Ф.Солдатенко. В его монографии «Винниченко і Петлюра. Політичні портрети революційної доби. К.,2007» автор цитирует В.Винниченко: «Я не буду приводити тут опису всіх тих страхіть, які жахним кошмаром стояли над Україною впродовж кількох довгих місяців. Досить сказати, що рідко було якесь містечко або місто на території отаманщини, де жили євреї, щоб там не погуляла отаманська рука, де б не було грабіжу, мордування, катування й убивства беззбройних людей, починаючи з старих дідів і кінчаючи малими дітьми…» (С. 330). А ведь именно С.Петлюра не только создал явление, которое позднее получило название «отаманщина», но и обеспечил безнаказанность атаманов-погромщиков.
Именно эти факты обусловили решение парижского суда по «делу С.Шварцбарда», где перед присяжними были поставлены пять вопросов:
«1. Виновен ли Швацбард в умышленном убийстве Симона Петлюры?
2. Виновен ли в смерти его?
3. Убил с намерением или случайно?
4. Было ли убийство заранее обдумано?
5. Была ли жертва завлечена и обманута?» После совещания присяжных, 1-й присяжний от имени остальных громко и отчетливо произнес: «По совести и убеждению, мы судьи….заявляем на все 5 поставленных вопросов – нет, не виновен» (С.Шумов. Петлюровщина. М., 2005. – С. 202-203). Так и было записано в решении суда. С тех пор никто не подавал апелляцию на это решение.
Сон разума — как известно — рождает чудовищ. И разве не чудовищно чтить покровителя погромщиков, предавая забвению память их жертв?
Член Президиума Антифашистского
комитета Украины, канд. полит. наук
Александр Найман