Борис Брин
Черновцы. Я никогда не жил в этом городе, но часто бывал там в гостях у многочисленной родни моей бабушки по линии матери. Хорошо помню маленькие старенькие трамваи с кондукторшами, их давно сменили тролейбусы и неповторимые узорчатые булыжные мостовые, многие участки которых, по вине нерядивых хозяев, позже исчезли под асфальтом. В отличии от множества виденных мною городов Черновцы во время Второй мировой войны почти не пострадали и полностью сохранили свой исторический облик. Единственным пострадавшим зданием была большая синагога. После ремонта, точнее переделки, так как купол и другие атрибуты синагоги снесли взрывом при «ремонте», там разместился кинотеатр, в котором, возможно, единственном на весь Союз, по иронии судьбы, нумерация мест была справа налево.
Поражала компактность этого города, треугольник площадей, старинная европейская архитектура, украшающие здания разнообразные барельефы и скульптуры, узорчатый ковер из черепицы на превращенной в университет резиденции Буковинских митрополитов, необычная планировка театральной площади и многое другое, создаюшее ощущение чего-то возвышенного и в тоже время уютного.
Но больше всего поражала Кобылянская – впервые увиденная мной улица для гуляний, до этого я не верил, что такие улицы бывают. Она действительно была создана для отдыха и, несмотря на относительно небольшую длину, там было множество разнообразных кинотеатров, кафе и ресторанов. Днем эта улица ничем не отличалась от других: пешеходов мало, транспорт только обслуживающий, но вечером Кобылянская преображалась. По обеим ее сторонам от края до края полыхали разноцветные неоновые огни рекламы, с невидимых источников звучала негромкая приятная музыка. На улицу с разных сторон вливались потоки гуляющих и она превращалась в неспешно текущую в обе стороны человеческую реку. Но самое поразительное было в том, что почти вся эта человеческая река говорила на идиш, жестикулируя и перебивая друг друга, создавая абсолютно необычную присущую только исчезнувшим еврейским местечкам мелодию…
Посещал я и могилы родных похороненых на черновицком еврейском кладбище
расположенном на ул.Зеленой. Разные источники утверждают, что там похоронено более 100 тысяч евреев. Этот, расположенный на территории 14 гектаров, гигантский некрополь — настоящий музей под открытым небом. В Европе он считается самым большим, даже венское, а Вена была столицей империи, в три раза меньше. Среди различных, непохожих между собой надгробий множество уникальных памятников и мини-мовзолеев известных в свое время членов городской администрации и раввинов, профессоров и докторов, писателей и преподавателей. Лучшие мастера по камню того времени: Бернард Родер, Едуард Маузер, Карл Кудль, Карл Москалюк и другие, создали эти тысячи непохожих один на другой памятников. Украшающая их разнообразная символика ведет свой счет из библейских времен. Кладбище было всегда убранным и чистым, могилы ухожены, трава скошена, кусты и деревья подстрижены.
В 1970 году в Черновицкой области проживало 37 459 евреев. Она стала одним из центров возрождения национального еврейского самосознания и борьбы за право репатриации. Не случайно до Первой мировой войны Черновцы считались «самым еврейским городом Европы». Возрождалась еврейская жизнь, создавались религиозные общины, культурные общества…
Всё это давно кануло в Лету. Десятки тысяч черновицких евреев уехали, сейчас их там проживает всего лишь несколько тысяч. Как и в других городах бывшего СССР неизвестно откуда, словно черти из табакерки, появились самопровозглашенные функционеры. Летом 2004 года была создана еврейская община Буковины. Её самоизбранные лидеры, пользуясь отсутствием контроля, превратили еврейские исторические памятники и реликвии, а также небольшую группу живущих там евреев в источник своего личного дохода.
Небольшая, но очень красивая синагога «Корншил» («Korn Shil») была построенная в конце 19 века в честь семьи Мордко и Тауби Корн и действовала до Второй мировой войны. После войны была закрыта советскими властями. Здание синагоги находится в самом центре старого города, на ул. Садовского,11 и видимо поэтому привлекло внимание проживающих там и нежелающих ходить в единственную действующую синагогу «Бейт-Тфила Биньямин» расположенную на ул. Л.Кобылицы,53, в старом еврейском квартале. Решением сессии горсовета это здание было в 2007 году передано в безоплатное пользование еврейской общине города. Реконструкцию здания выполнили специалисты Украины, Израиля и Венгрии. «Ход и качество выполненных работ контролировались председателем общины Исааком Безносом, а кашерность и соблюдение религиозных правил –раввином Менахемом Глицнштейном». Этот труд был щедро оплачен. После реставрации синагогу торжественно открыли осенью 2011 года и дали ей новое имя. По какому праву самозванные функционеры лишили синагогу её исторического имени непонятно.
На территории кладбища, у самого входа, есть синагога Бейт Кадышым (Дом Прощания). Она находится в очень плохом, запущенном состоянии. Синагога ветшает и разрушается, но несмотря на это еврейская община, которая получает для этого достаточно средств из многих стран мира, никаких мер для сохранения этой уникальной исторической реликвии не принимает. Вместо восстановления Бейт Кадышым, рядом с ним для пиара построили так называемую «стену плача», которая никому не нужна, абсолютно не вписывается в ансамбль кладбища и смотрится там как бельмо на глазу.
«Иудейская религиозная община Буковины осуществляет уход за могилами на еврейском кладбище г.Черновцы. Необходимость этого очевидна: как известно, многие евреи, проживающие ныне в США, Израиле, Германии, Канаде, Австралии и других странах, являются выходцами из Черновцов или имеют черновицкие корни. Предки многих похоронены на еврейском кладбище, которое имеет статус памятника культуры и охраняется в ночное время, однако постоянныйнеобходимый уход за ним местными властями пока не обеспечивается... - утверждает сайт черновицкой еврейской обшины, – Программа «Память» — восстановление старого еврейского кладбища в Черновцах. Об уникальности этого кладбища, создании своеобразной «стены плача» и его восстановлении силами нашей общины был создан фильм, содержащий многие факты этой истории, где указаны номера валютных счетов для тех, кто желает внести свою лепту в благородное дело воссоздания кладбища и увековечивания памяти наших предков… По просьбе родственников и потомков усопших, с которыми к нам в общину обращаются лично, по телефону или пишут на наш e-mail или веб-сайт, Главный раввин Черновицкой области Менахем Мендл Глицнштейн -духовный предводитель Буковинской общины - проводит богослужения на могилах, миньяном читается кадиш в йорцайты и другие памятные даты. По желанию родни организовывается покраска оград, трижды в год проводится уборка кладбища, осуществляется вся посильная работа по приведению захоронений в надлежащий порядок».
Номера счетов они указывают, денежки выколачивают а все остальное, культурно говоря, не соответствует действительности. Черновицкое кладбище, несмотря на то, что оно имеет статус культурно-исторического заповедника, считается в Европе самым запущенным – руины и следы запустения повсюду. Многие кварталы кладбища превратились в непроходимые джунгли, кое-где памятники покосились, ограды ржавеют и разрушаются, множество могил вообще невозможно найти. Созданный для пиара фильм – мистификация и показуха. Если не считать школьников два раза в год убирающих с алей листья, ни один член черновицкой еврейской общины, несмотря на то, что своим благополучием все они обязаны зарубежным спонсорам, в работах по благоустройству кладбища не участвует. Куда и кому идут предназначенные для этой цели суммы жертвователей также неизвестно. Расчисткой кладбища от чрезмерно разросшихся деревьев, кустов и сорняков, разуверившись в болтовне черновицких еврейских лидеров, занялась Межобластная общественная организация «Мир – Украина» в сотрудничестве с Городским советом Черновцов и местными культурными институтами. Местные власти не случайно занялись сохранением еврейских памятников. В отличии от гонющимися за сиюминутной выгодой еврейскими функционерами, они понимают, что эти памятники являются лицом города и, подобно Херсонесу Таврическому в Крыму, привлекут туристов и послужат процветанию города, его мировому статусу. Проект назвали «Зеркало истории». Благоустраивать еврейское кладбище начали иностранные граждане добровольно, за свой счет приезжающие во время отпусков и каникул из разных стран Европы: Ирландии, Финляндии, Германии, Испании, Италии, Чехии… Среди них школьники, студенты, представители самых различных професий, пенсионеры. В августе этого года там работала группа из 12 добровольцев прибывших из пяти стран, младшему из которых было 18 лет, а старшему – 72 года.
Несмотря на то, что кладбище является культурно-историческим заповедником и давно закрыто, здесь до сих по продолжают «по мере изыскания возможности» хоронить евреев. Свободных мест там нет, но еврейские лидеры черновицких евреев за деньги легко их «находят» варварски уничтожая старые могилы. Поэтому до настоящего времени нет каталога кладбища, да и архивные документы не афишируются. Дорвавшиеся до чужого, сорвашиеся с тормозов функционеры общины торгуют всем, что попало в их руки, в том числе и памятниками предствляющими собой произведения искусства. В центре кладбища, справа от Бейт-Кадышым был похоронен президент городской палаты адвокатов, общественный и политический деятель Макс Фокшанер. Ранее стоявший на его могиле, созданный скульптором Бернардом Редером в виде стены из черного гранита памятник уже принадлежит каким-то другим людям.
Многолетняя безнаказанность создала почву для всё большего и большего развития преступности среди еврейских функционеров, беззастенчевого хищения доверенных им средств и варварского уничтожения вверенных им реликвий. Члены общин испугавшись, что их лишат продовольственных пакетов к праздникам, молчат. Правоохранительные органы имеют достаточно своих забот и не желая, чтобы их обвинили в антисемитизме, тоже молчат. Заграничные спонсоры и родственники получают информацию от функционеров и, не зная истинного положения вещей, ни о чем не догадываются.
Кто же остановит наших зарвавшихся одноплеменников беззастенчиво уничтожающих и расхищающих исторические реликвии своего народа? Неужели у евреев нет никакой центральной власти и, предоставленные сами себе, еврейские организации превратились в анархистские банды возглавляемые самозванцами на которых нет никакой управы? Когда же, наконец-то, прийдет конец этому безобразию? К сожалению, ответов на эти вопросы у меня нет.
Материалы по теме:
Борис Брин. Еврейские могилы и потерянная совесть еврейских функционеров
Борис Брин. Мемориал убийцам установлен на еврейском кладбище с позволения еврейских функционеров
Мейлах Шейхет. Давайте же все вместе трясти еврейских функционеров, чтобы они задумались над своей жизнью