Главная \ Литературная гостинная \ Литературная гостиная "Струны души"
Литературная гостиная "Струны души"
Ах, души моей нежные струны!
Вам бы только всё петь и петь
в час, когда серебристые луны
в звёздном небе устали гореть.
И. Костяковская
====================================================================
Сейчас, в наш компьютерный век, мы живем в виртуальном мире, общаемся в социальных сетях с людьми, живущими за тысячи километров. Общаемся, не выходя из собственной кухни. Как говорил Марк Азов: «Благодаря Интернету, наша Земля стала размером с теннисный шарик».
Мы забываем полить цветы,[cut] погулять с собакой, поговорить по душам с так незаметно выросшими детьми. И всё же, интернет, как способ познания и открытия мира вокруг тебя – прекрасен.
Вот так я открыла для себя замечательного поэта – Игоря (Ингвара) Донскова. Его стихотворения – это целая жизненная философия. Их нельзя читать спокойно. Они задевают именно «струны души».
– Игорь, расскажите, пожалуйста, о себе. Всё, что посчитаете нужным.
– Пусть за меня скажут мои стихи. Во многих я не отделяю себя от своего лирического героя. А если сказать о стихах, то лучше А.Вертинского этого не скажет никто — ««Стихи должны быть интересные по содержанию, радостные по ощущению, умные и неожиданные в смысле оборотов речи, свежие в красках, и, кроме всего, они должны быть впору — каждому, т.е. каждый, примерив их на себя, должен быть уверен, что они написаны о нём и для него.» Это, если хотите, и есть моё кредо. Отсюда и моя любовь к классике и строгим, классическим формам. Возможности классической поэзии воистину неисчерпаемы, я уверен.
– Я знаю, что Вы пишите с ранней юности. Потом был большой перерыв в творчестве, но Вы всё-таки вернулись к поэзии. Что Вы почувствовали в тот момент, когда с таким большим перерывом пришли стихи? Ведь нельзя это сдерживать в себе. Я знаю, как тяжело не писать, когда стих уже живет в тебе и просится на бумагу…
– Что почувствовал? Почувствовал, что уже не могу — не… Прорвалась какая-то плотина — будто кто-то сказал — пора. Я ведь и бросил писать в юности, осознав, что уровень очень и очень низкий. С тех пор остался едва ли десяток стихов, за которые не стыдно. А теперь — я сформулировал бы так «потребность, перетекшая в привычку» Ну, разве что — форс-мажор какой-то…
– Собираетесь ли Вы издать книгу? Или сделать электронную версию? Как бы Вы назвали сборник Ваших стихотворений? Очень хочется почитать не отдельные публикации, а полноценный сборник философской лирики.
– Знаете, я видимо остаюсь наивным романтиком, поскольку продолжаю верить в чудеса. Поэтому жду предложений. Что же до электронной версии — да, в самое ближайшее время. А называться книжка будет «Ангел подворотни» Так называется одно из моих стихотворений, которое для меня является знаковым.
– Я не знаю, удобно ли это спрашивать. Почему – Ингвар? Что повлияло на выбор псевдонима?
– Никакого секрета. Имя Игорь — это калька со скандинавского Ингвар. Игорь не имеет какого-то особого смысла, а Ингвар можно трактовать как «молодой воин». А поскольку внутри меня до сих пор живёт маленький мальчик — то пусть будет! Так что тут привязка не географическая, скорее смысловая.
– Игорь! У Вас очень красивый слог. Кто из современных поэтов оказал влияние на Ваше творчество? Про классиков я не спрашиваю – это заметно по стихам.
– Читаю и современных, хотя и недостаточно… А повлиять… нет. Только классика. До тех вершин путь нелёгкий, но он стоит того. А среди классиков — серебряный век… и особняком, на своей, отдельной ступени — Н.Гумилёв.
– Спасибо, Игорь, что стали гостем ГОСТИНОЙ. Надеюсь, что это только первая публикация на «Киеве еврейском» и за ней будут и другие. Успехов Вам в творчестве, вдохновения и новых творческих удач!
—
Кратко о себе:
Донсков Игорь Юрьевич (литературный псевдоним — Ингвар Донсков) Родился 15.02.1962 г. в г. Совгавань. Проживаю в г. Томске. Творчеством начал заниматься с 19-ти лет, посещал занятия ЛИТО «Томь» г. Томск, публиковался в местных газетах. Затем бросил сочинительство, посчитав уровень стихов недостаточно высоким. Вновь вернулся к творчеству в 2006 году. Публикации в болгарском журнале «Литературен свят», израильской газете «Великая эпоха», сетевом журнале «Подлинник». В профессиональных писательских союзах не состою.
(svinopas007@mail.ru)
Линия Мажино
Горизонт свернулся ковриком у ног
И звезда — на расстоянии руки…
Закурю. Налью. Присяду на порог.
Холодает чуть… но это — пустяки.
Собеседниками — призраки морей,
Да скитальцы из неведомой земли…
И пяток пушистых, плюшевых зверей,
Что в другое измеренье забрели.
Этой ночью мы (что там детектор лжи!)
Всё, как водится, расставим по местам.
А душонка, тварь распятая, дрожит…
Отступает и трещит по всем фронтам!
Не лукавлю… всё и так обнажено.
Вот и схлынул мутных мыслей хоровод…
А окопы глупых линий Мажино —
Только там, куда фонарик достаёт.
Я вернусь...
«Когда я вернусь, пусть будет шесть часов.
— Шесть вечера или шесть утра?
— Шесть дня.»
к/ф «Тот самый Мюнхаузен»
Пусть будет шесть часов… календаря.
А на дворе — любимая эпоха.
Тридцать второй листок шедевраля…
Такой расклад. По моему — неплохо…
Я намечтаю — и штормов, и гроз…
Корабликов просоленные снасти.
Указ издам — Не будет больше слёз!
Ну, разве что — от радости и счастья.
Я непременно в обиход верну
Забытые давно уже дуэли,
Чтобы в мою волшебную страну
Злодеи даже сунуться не смели!
Всё будет так! Пусть будет шесть часов.
Я возвращусь. Я сверился по датам.
Спущусь на лодке — с белых облаков
В волшебную страну, где жил когда-то…
Центр Вселенной
В излучине бойкой, торговой реки
Открою таверну вблизи переправы…
Чтоб вольные песни и вольные нравы…
Чтоб прямо к причалам крепились мостки.
Встречать — прибывающих с юга купцов,
Что водят в пустынях свои караваны…
Послушать паломников в тогах шафранных
И, прочих, пришедших пешком мудрецов.
Под вечер — заезжих актёров игрой
Сполна насладиться за кружкою пенной…
И думать о том, что здесь центр Вселенной —
На этой Земле и под этой Луной.
Маме
Приплывёт ли кораблик — эфирная, светлая грусть…
Вдоль по лунной дорожке колеблющейся амальгамы…
Поцелуй меня в лоб — я уже ничего не боюсь.
Поцелуй меня нежно — представлю, что ты моя мама.
Эмбрионовой позой — свернуться… и плакать навзрыд.
Ведь уже никогда не уткнуться в родные колени…
Ах, как слёзы горьки! Запоздалый, пылающий стыд…
А причиной всему — эти лунные блики и тени.
Никогда — наяву, под сияющей этой луной…
И лишь изредка — в снах, приплывающих прямо из детства…
Я брожу в этих снах — потерявший дорогу домой…
Нищий, проклятый принц, по навету лишённый наследства.
Продолжается жизнь… этот школьный, смешной экзерсис.
Вот бы переписать — взять у смерти вторую попытку…
Словно злой паучок — потихоньку спускается вниз
Бледный шарик луны, выпуская незримую нитку.
У Храма
Будут — другие… Но будет ли лучше, скажи?
Всё, что уходит — войдёт ли в стихи и легенды?
Хватит ли золота — выплатить бремя аренды?
И, не накроет ли пепел мои витражи?
Будет — инако… И всё по иному, поверь…
Нищенка плачет, присев на ступеньки у Храма…
Вот, на мгновенье почудилось, ты — моя мама…
Хлопнув, закрылась резная, богатая дверь.
Господи Боже, а нам испытанье за что?
Видно, за то, что никак не мешали раскладу…
Гамбурский счёт… и сдаётся, что всё-таки — надо…
Ветер холодный насквозь продувает пальто…
Тонкой соломинкой — дрожь сигареты в руке…
Выплюнуть боль… только боль никогда не сдаётся.
Ветер холодный над нищенкой старой смеётся…
Нужное слово горчит на моём языке…
Без шансов
Растёртые в пыль погребальные плиты.
Растёрты в прозрачность ладони и пальцы.
Просеяна вечность сквозь мелкое сито.
Что ищешь в руинах, беглец и скиталец?
Ты, может быть, ищешь забытое слово,
С которого всё начиналось когда-то?
Тебе захотелось — не так бестолково?
Тебе захотелось — не так виновато?
В песочных часах — не осталось песчинки.
Клепсидра разбита — осколки сияют.
На пальцах — растёртые в пудру крупинки…
Не там ты искал и… без шансов. Бывает…
Жемчуг
Моллюском на песчаном берегу
Валяюсь я… А шторм несётся дальше…
Я притворюсь. Вокруг так много фальши!
Пусть жемчуг не достанется врагу!
Захлопываю рот… Я притворюсь…
Я — плоский камень. Никому не нужен.
Я сер и очень грязен… И, к тому же —
Я вас до одурения боюсь!
Стук молотка — душа идёт с торгов!
А надо ль ей — никто не спросит даже.
Уж лучше сжечь — пусть станут чёрной сажей
Все жемчуга взлелеянных стихов.
Вы знаете, что значит — умирать?
Когда под панцирь нож… и панцирь взломан…
И пальцами в тебя… ещё живого…
Лишь для того, чтоб жемчуг отыскать.
По цепочке
Буковки — в слова. Слова — в цепочки.
От заглавной буквы и — до точки.
До границы белого листа…
Эта мысль понятна и проста.
Что же дальше? Лампа. Чашка чая.
За окном (я это точно знаю)
Город мой, исхоженный до дыр…
Дальше что? А дальше — целый мир!
Кольцо Времени
Гордый флаг испанского корвета…
Чопорной Британии фрегат…
Кажется, вот-вот вернётся это
Бриллиантом в несколько карат…
Золотом отобранной короны
Будет хвастать голый папуас…
У висящей на стене иконы
Заблестит слезой печальный глаз…
Будут петь на рынке трубадуры…
Будут воры по толпе шнырять…
Оживут музейные скульптуры…
Царь-Горох поедет воевать…
Будет всё… вот только — нас не будет…
Далеко — в созвездии Тельца —
Вновь распнут пророка злые люди…
И концы сомкнутся у кольца…
Предсказание
Вы по руке мне счастье нагадали,
Хоть вам мешал мой кружевной манжет…
Вы скорую женитьбу предсказали
И, с вензелем, гвардейский эполет…
И всё сбылось… Вот только непонятно,
Что под конец пророчили вы мне?
Что бормотали голосом невнятным —
Что я погибну скоро на войне?
Назавтра бой с противником-французом…
Двадцать второе… ночь… Бородино…
Не спит наш генерал, толстяк Кутузов…
Неужто, Боже, всё предрешено?
Оборона Рая
Мы рыли окоп — в облетающем райском саду…
В хрустальных беседках крепили защитные доты…
Защитой от танков — упавшую с неба звезду…
Защитой от демонов — ярый огонь пулемётов.
Так мы стерегли — наступавшую, злобную мглу…
Разведчики-ангелы бдили летящую свору…
Походный костёр догорал, превращаясь в золу…
И все понимали — начнётся сражение скоро.
Хоругви Христовы — защитою над головой…
Последний рубеж — перед жуткою, адовой бездной…
У дедов — Москва… а у нас — божий рай за спиной…
Ни шагу назад! А иначе… и жить бесполезно.
А ну, херувимы… сыграйте на трубах «Зарю»!
Пусть копья рассвета пронзают рогатое племя!
На случай чего… Дорогие, я всех вас люблю…
И… шашку из ножен…
и ногу — в пегасово стремя…
Стихосны
А ночью к ней слетались стихосны…
Шуршали в складках шелковой портьеры.
В неверном свете колдовской луны
Порхали эльфы, феи и химеры.
И каждый прикоснуться норовил
К её губам — для перевоплощенья…
Мелькали тени от эфирных крыл
И вспыхивали радугой мгновенья…
Она спала. Ей снились стихосны…
Во сне её несли единороги
К высоким шпилям сказочной страны
И… не было конца у той дороги.
Новый виток
Как и прежде, с холопов — оброк…
Жизнь в столице — балы, карнавалы…
Подрастает в деревне пророк…
Это в будущем… лет ему мало…
Вновь — брожение праздных умов…
Только вместо бумажной газеты —
Отраженьем кипящих котлов —
Электронный простор интернета.
Это значит, что новый виток —
Потрясений, борьбы, революций…
Снова — мутный и красный поток
Обещаний — свободы на блюдце.
Знаем, плавали… Память жива.
Поцелуй гефсиманский — как другу…
Наливаются кровью слова…
Кони мчат, словно в цирке — по кругу…
Пароход
Мадам, какая честь! Снимаю шляпу…
Безумно счастлив видеть вас, мадам!
Вы с парохода сходите по трапу,
Перчаткою скользя по леерам.
И ваше платье — в цвет кипенно-белый
И, ваш ажурный, с кружевами зонт —
Я представлял в своих мечтаньях смелых,
До срока заглянув за горизонт!
Я представлял — вот траверс Трапезунда
Минует, вас несущий, пароход.
Как вечность длилась каждая секунда…
Я вас не видел (боже!) целый год!
Ваш секретарь отряхивает брюки,
Пересчитав привязанный багаж…
Мадам, позвольте предложить вам руку —
Помочь впорхнуть в семейный экипаж.
А что ваш муж? Ужели не встречает?
Храни нас бог от любопытных глаз!
Я буду осторожен, обещаю…
Такой конфуз случился прошлый раз!
Я был неосторожен, извините…
И был наказан вами поделом.
Надеюсь, вы по прежнему храните
Мою визитку с загнутым углом?
Облом на выдохе
Пора, пора переходить к поэмам!
Всё вяжется в красивые узлы…
Дразнящие, заманчивые темы
Ложатся на бумагу как тузы…
Душа поёт, вальсируя с Луною
Стихам даря и логику и ритм
И, наслаждаясь каждою строкою
Мне рукоплещет белый херувим!
Стихи пылают неземным пожаром!
Но…
жизнь внезапно всаживает нож —
Приходит друг, разящий перегаром
И спрашивает — Денег не займёшь?..
Сосиска для Рыжика
В посёлке появился старый пёс…
Его прозвали (за окраску) Рыжик…
Быть может кто-то по пути завёз…
А может быть — болел… и чудом выжил…
Искривлена всерьёз собачья пасть —
След давнего и подлого удара…
Но рыжий мех — такая, видно, масть —
Горит огнём осеннего пожара.
Так и живёт… Не ест пока с руки…
И, не подходит — к пьяным и крикливым…
Даст Бог, оценит, что не все — враги…
А много ль надо — чтобы быть счастливым?
На поиски америк
Сторон, как ни крути — всего четыре.
Дорог — четыре… топай по любой.
Забрось в ливнёвку ключик от квартиры
И сядь в автобус — семьдесят шестой.
Что, нет такого? Да не в этом дело.
Такой маршрут сегодня — в небеса.
Ступай по облакам — кипенно-белым…
Включи погромче — птичьи голоса.
Согни в дугу дорожный указатель.
Оставь автограф на седой луне —
Здесь был проездом имярек, мечтатель.
По моему — достаточно вполне.
День задался. Из старой, блёклой кожи
Ты бабочкой рождаешься на свет.
Уже не тот… не просто так, прохожий…
А новый, удивительный Поэт.
Решись хоть раз… решиться очень важно.
И только так — через безумство снов —
В далёкий путь — корабликом бумажным
На поиски америки стихов.
Ошибка
Кто-то тихо постучался в двери…
Подхожу и двери открываю.
Там стоит (глазам своим не верю!)
Юность — сумасшедшая такая.
Ты! Моя давнишняя потеря…
Я тебя повсюду обыскался!
Молча юность проскользнула в двери
К сыновьям. Я, видно, обознался.
Хлебные крошки
У кого — на войне… У меня —
Дед Василий погиб под завалом.
Пять сирот — как руки пятерня…
Хлебной пайки на всех не хватало.
Та, что будет мне мамой потом —
Повзрослевший военный галчонок —
С неулыбчивым, сомкнутым ртом
Разносила беду похоронок.
А под вечер встречала фургон —
Опустевшую, хлебную будку.
И трясла — за поддоном поддон…
Загибаясь от боли в желудке.
Выскребала шершавый настил…
Высыпала добычу в ладошку…
И бежала домой — что есть сил,
Зажимая в кулак эти крошки.
Дома ждали голодные рты…
И хотя было крошек так мало,
Пересилив позыв тошноты,
Она поровну их раздавала.
Эту память в себе берегу…
Внучка мне подставляет ладошки…
Деда, птичкам… На белом снегу —
Драгоценные, хлебные крошки.
Белое озеро
Городское озеро. Летний кинозал.
Плёнка рвётся в интересном месте…
Шелуху от семечек ветер разметал.
Год какой? Не помню, хоть ты тресни!
Было — ныне сгинуло. Было и прошло.
Берега у озера покаты…
Зачерпнёт ли прошлое памяти весло?
Мы же, как всегда — не виноваты.
Белые беседки. Кружево листвы.
Выводком — нарядные киоски.
Только нет для памяти одолень-травы.
Где тот мальчик в новенькой матроске?
Городское озеро. Летний кинозал
Был когда-то… А теперь — аллея.
Что-то очень важное я не отыскал…
Руку протянуть бы… да не смею.
Дом
«East or West — home is best!»
«В гостях хорошо, а дома лучше!»
В дороге хорошо, а дома лучше!
Без разницы — закат или восход…
В дороге — ветер зол, и дождь колючий.
А дома — тёплый плед и ужин ждёт.
В дороге может всякое случиться —
Предательство и битое стекло…
А дома — лампа на столе лучится.
Уютно, тихо, сухо и тепло.
И, видимо, я к этому стремился —
Чтоб обрести свой крошечный мирок.
Я б точно дом ценить не научился —
Когда бы в мире не было дорог.
================================================================
Иосиф Бейн —
член Союза русскоязычных писателей Израиля, лауреат литературной премии им. Голды Меир. Он родился в 1934 году в Риге и репатриировался в Израиль в 1969-м. Скончался в Хайфе, 16 сентября 2011года. Его стихи и проза печатались в журналах «Русская мысль», «Грани», «Континент», а также в антологии Константина Кузьминского «Голубая Лагуна». Он был близко знаком с Иосифом Бродским. Бейн являлся лауреатом международной литературной премии «Серебряный стрелец» в 2009 и 2010 годах, Лауреат премии имени Голды Меир.
«Моя фамилия Бейн. С иврита переводится, как „между“. Может быть, и по своей вине, а уж по беде точно, я чувствую себя внутренним эмигрантом, стоящим между русскими и евреями, между кладбищем моей покойной жены, Нины Истоминой, у которой лишь отец был евреем, и кладбищем моего отца, потомка раввинов, похороненного в Риге», — говорил он.
По словам журналиста Александра Волка, редактора сайта HaifaInfo, Бейн прожил последние годы в бедности, он практически ослеп, и его стихи записывали за ним многочисленные поклонницы. «Он иногда приходил в чистой одежде, выстиранной или принесенной этими же поклонницами, чаще – в несвежей одёжке, с пятнами от пищи бесплатной столовой для нищих, где обедал… Пожилой, очень больной, практически слепой Гений с несносным характером», — так характеризует его А. Волк.
(Из материалов «IzRus.co.il»)
Пророчество
Арику Шарону ...
Вижу бегущих по спящему городу гончих,
В каждом стихе моем слышу ритмический сбой.
С Газы начнем, и газовой камерой кончим,
С Газы начнем, и кончим самими собой.
Молитва пополам с грехом,
Оборванная пулей фраза.
Сначала с Газой Ерихон,
А после- с Ерихоном Газа.
Сначала Газа, а потом,
После большого карнавала,
Похожий на войну погром,
Как прежде, некогда, бывало.
Сначала камушек в висок,
Торгаш на рынке фрукты режет,-
И окровавлен весь песок
На Тель-Авивском побережье.
Весь мир божественно красив,
Но дремлет лодка у причала.
Сначала новый Тель-Авив,
Или Кейсария сначала?
По всем автобусам огонь,
Ржавеет старой пушки дуло.
Пробита детская ладонь,
Сначала Лод, или Афула?
Любой из нас теперь мишень,
За рощей адская машина,
Мелькнула террориста тень,
Жизнь, на прощанье помаши нам.
Скорей прохожего убей,
Пусть каждый сдохнет, как собака,
Лишь потому, что он еврей,
Сначала Яффо, или Акко?
Над спящей детворою мгла,
И сабры спят, и полукровки.
Сначала нож из-за угла,
А после- взрыв на остановке.
Напрасен филантропов труд,
Проходят конвоиры мимо.
Потом и Хайфу отберут,
И древний храм Иерусалима,
Святые осквернят места
В какое-то чумное лето,
Во имя щедрого Христа,
Или скупого Магомета.
И снова смерть, и снова стон,
И тень знакомого спецназа.
Сначала с Хайфой Ерихо,
А после с Тель-Авивом Газа.
Назло империи Кремля,
Где только тюрьмы и параши,
Вся иудейская земля
Всегда была, и будет нашей.
И чудом будут спасены,
Во имя высшего закона,
И эти Родины сыны,
И эти дочери Сиона.
Приходит горе на порог,
Но веруют родные люди:
Всегда спасающий нас Бог
И в этот раз нас не забудет.
За окнами террор и тьма,
Опять грозят большой войною.
Стране достаточно героев-
Хватило б лидерам ума.
Своей стране свои дома
Мы строили, и будем строить.
Мы будем жить на Ар-Хома,
Наш третий Храм не за горою.
И никогда не отдадим
Чумазым ордам Арафата,
Ни судьям их, ни адвокатам,
Прекрасней, чем Москва иль Рим,
Неразделим, неповторим,
Воспетый в Библии когда-то,
Наш золотой Иерусалим.
Витают ангелы над ним,
Над древним городом моим,
Лежит клеймо на лбу распятом…
Спаси евреев, Элохим,
И все, что дорого и свято!
2007г.
Тяжкий крест
Памяти Иосифа Бродского
«Под новой радугой-дугой
Свои сомнения отбросив,
Нет, я не Бродский, я другой,
Отвергнутый страной Иосиф».
Иосиф Бейн
…Поклонники около гроба…
Здесь надо заметить особо:
Мы были однажды вдвоем,
Картавые, рыжие оба,
Два пленника, грешника, сноба
Обрадовать батюшку чтобы,
Церковные песни поем.
Люблю неземные хоры я,
Хоть кажется мне каждый раз,
Безгрешная Дева Мария
Как будто не слушает нас.
И снова проклятье распятья,
И новой Голгофы погром,
Нетрезвая шутка некстати,
Соседом отобранный дом.
Мои православные братья
Меня называют жидом.
Все то же давнишнее гетто,
Где вся наша песенка спета,
Живем под конвоем беды,
И снова зима, или лето,
И полночь тоскою одета,
И даже Цветаева где – то
Твердит: «Все поэты- жиды»!
Цветаевой строчка –наградой.
Талант обещали беречь,
Но слышится возле ограды
Страшнее любой канонады-
Команда, где стать или лечь.
Пародия вместо парада,
Игрою, не стоящей свеч,
Какого – то гада тирада
Прославленной «Памяти» речь:
«Зачем с лапсердаками знаться,
Когда, словно звезды сквозь мрак
Сияют крестившийся Надсон
И ставший своим Пастернак?!»
И около нового Храма,
Где славится древняя Русь,
Как новый псалтырь, Мандельштама
Читают стихи наизусть.
Плывут над рекою туманы,
Обещан тюрьмой карантин,
Славянский пейзаж Левитана
Прекраснее многих картин.
Здесь нищенки рады обновке,
И просят награду страны
Все выкресты, все полукровки,
Все смешанных браков сыны.
Нелепые догмы отбросив,
Живой или мертвый прости
Библейское имя Иосиф
С достоинством надо нести.
Пройдя сквозь тюремные стены,
Сквозь парки Парижа и Вены,
Сносил за ударом удар,
Поэты — все певчие плена,
Но если сказать откровенно,
Быть может еврейские гены
Спасли твой божественный дар.
Еще до распада Союза,
Где только темницы окрест,
Ни музы тебе, ни мезузы,
Один только каторжный крест,
Поставленный злыми руками
Над всей нашей жизнью, над всей,
Над полными горя веками,
Над райскою каторгой в ней.
Огромный из мрамора камень,
Где между крестом и веками
Есть надпись: «Крещеный еврей».
Над городом божьим знаменья,
Внезапная новость пути,
Убийцу священника Меня
Россия не хочет найти.
Не хочет найти иль не может,
Но там всем березкам расти
Прошу тебя Господи Боже,
Всех грешных поэтов прости!
Еще не видать катафалка,
Тетрадку в руках теребя,
Любым идеологам жалко
Почившего в бозе тебя.
В России все ясно и четко:
В часы или после суда
Поэтов живых – за решетку,
Того, кто скончался – сюда,
Где адская кухня и муки
Ждет всех стихотворцев подвал.
Ты Анне Ахматовой руки,
В тюрьму, уходя, целовал.
И клялся молитвой единой
Нести тяжкий крест до конца
Во имя небесного Сына
И крестного ради отца.
И в летние будни и в стужу,
Своей не переча судьбе,
Во имя казненного мужа
Несла передача тебе.
Библейские книги листая,
Гордился суровой судьбой,
Ахматовой «Белая стая»
Летит и зовет за собой.
Над смертными, раньше иль позже,
Свершится Божественный суд
Пусть венецианские дожи
От смерти тебя не спасут,
Но даже и в прахе, и в гриме,
Во имя Христа и во имя
Всех предков, мечты не тая,
Не путай свой город с другими,
Вернись со стихами своими,
Как ветер, на круги своя.
Сюда, где все братья и сестры,
Где солнцем полна голова,
Вернись на Васильевский остров
И прочие все острова.
Запомнит стихи твои город,
И белые ночи и снег,
Прекрасен Иосиф, который
Повязан Марией навек.
11
Но годы проходят мимо,
Греми оркестровая медь!
Не видевший Иерусалима
Должен был умереть.
Господи, все, что имею,
Чему удивительно рад –
Премию Голды Меир –
Высшая из наград!
Слышу в базарном шуме,
Где каждый прохожий лжив –
Один Иосиф умер,
Другой Иосиф жив!
Трудной была дорога,
Жизнь улетела в трубу,
Оставивший нашего Бога
Обязан лежать в гробу.
Небо хоронит католика,
Мастера русского слова.
О мертвых хорошее только
И ничего плохого.
В траурной рамке лик его…
Снова, снова и снова
Месса звучит в ушах,
Но от поэта великого,
И до поэта смешного
(От небесных октав до реквиема земного)
Только один шаг.
Дыханье каждой травинки
Тревожит уснувшего сны.
С тобой где-то рядом Стравинский,
Создатель «Священной весны».
Все было: и Темза, и Волга,
И белые ночи, и снег,
Венеция-это надолго,
Венеция-это навек.
А В Болдино – рыжая осень,
И золото листьев, и медь,
Увидеть Неаполь, Иосиф,
Увидеть и вдруг умереть…
Все время, зимою и летом,
И в бой уходя, и в забой,
И в гетто остаться Поэтом,
И в ссылке остаться собой.
Назначена дата дуэли,
Гремят все святые места,
Зеленые, гордые ели
Совсем не стыдятся креста.
Подарены елкам игрушки,
Мне слышится голос вдали-
Томимый разлукою Пушкин
Зовет Натали: «Утоли»!
И ты, оглянувшись во гневе,
Читаешь стихи, чуть дыша,
И тянутся к солнцу деревья,
И тянется к Богу душа.
И пеплом становится пламя,
И стих твой живет между нами,
Хоть нас и не будет, и нет.
Вместо эпилога
Поклонники все возле гроба
Здесь надо заметить особо,
Мы были однажды вдвоем,
Картавые, рыжие оба
Изгнанника, странника, сноба,
Обрадовать пастора чтобы
Старинные псалмы поем.
Тебя осуждают евреи,
Хоть совесть поэта чиста,
И нет ничего на земле тяжелее,
Одетого нами креста.
1996г.
Чайка
Моей жене Нине Истоминой,
похороненной в Гефсимании
У седого моря много мыслей разных,
Я нашел и сразу перелил в слова.
Оттого, что море велико, как праздник,
Кружится у пьяной чайки голова.
Над морским безбрежьем ей не знать покоя,
Протрезвится птице просто не дано.
Ей не стать иною – что тому виною?
Может быть заката красное вино.
Может быть волны живительная влага,
Или облаков большие острова,
Или тучи лучше бурые, как брага
Или дождик звездный или синева.
Небом опьянила, как все это было,
Чайка, ты забыла, чья скажи вина?
В том, что пьяной кружишь,
В том, что часто тужишь,
В том, что так тревожно,
В том, что так пьяна.
Море, только море виновато в этом.
В море столько пены, жаль, что жизнь одна,
Так зачем все море и зимой и летом,
Опьяняя чайку, просит:- Пей до дна.
Чайка пьет, хмелея, моря нет милее.
Только морем чайка может дорожить.
Чайка пьет, хмелеет, море не мелеет.
Дно пока достанешь – перестанешь жить.
Ей до дна бы выпить, песен всех не выпеть.
Ветер крылья треплет, ветер – ветерок.
Пусть у чайки этой песня не допета,
Ночь, собрав все звезды, ей плетет венок.
И, как чайка, также опьянен Вселенной.
Никогда не стану слишком трезвый вновь.
Потому что пьяным море по колено,
Даже и такое море, как любовь.
1975 г.
=================================================================
Памяти Иосифа Бейна
Я Вас совсем не знала близко,
не стану лгать,
Вам – высоко, мне – слишком низко
дано летать.
О, гениальность Ваших строчек,
размах, полёт,
пусть у судьбы тяжелый почерк
и в сердце — лёд.
Она не знала, что творила.
Простите ей,
что пешек маленьких вводила
в ранг королей.
А Вы несли венец терновый
как благодать,
чтоб в каждой строчке, в каждом слове
вновь умирать…
15.09.13.
Инна Костяковская
================================================================
Юзеф Бронфман писатель, живет в США, автор романа «Моя бабушка из России»
Отрывок из романа:
март, 1976 г.
Идёт XXV съезд КПСС. Виден президиум, Л. И. Брежнев и другие члены Политбюро. Делегаты съезда стоят и неистово аплодируют, приветствуя выступление тов. Брежнева. Брежнев говорит о достижениях советского сельского хозяйства, о материальном благополучии советских людей. Рядом с телевизором – картонные ценники, которые обычно выставляются в гастрономах: «Водка «Московская» 2 руб. 87 коп.», «Докторская» колбаса 1 кг 2 руб. 80 коп.», «Сыр «Российский» 1 кг 3 руб. 60 коп.», «Батон 23 коп.», «Батон 28 коп.», «Булочка французская 7 коп.». За столом сидит Лёня и рисует кисточкой эти ценники. На столе лежит пачка «Примы».
Это рабочее место Лёни, то ли какой-то цех, то ли мастерская. Вокруг – разные станки, верстак, разбросан инструмент, краски в больших банках, трубы, доски. На стенах висят трафареты Ленина, с которых Лёня на праздники рисует плакаты. Трафареты разных размеров: и во весь рост, и только головы – в анфас и в профиль, они заляпаны красками разных цветов. Сейчас он внимательно слушает выступление Брежнева и продолжает рисовать ценники.
Мимо окна проходит Антон. Лёня заметил это и оживился. Вошёл Антон, Лёня пошёл ему навстречу, и они поздоровались за руку.
– Как дела?
– Лучше… Как говорят в Одессе, лучше не спрашивай. Вкалываю по-чёрному. Теперь уговорили ещё на один гастроном, третий по счёту. Вот куча ценников, и стенную газету просят нарисовать к 8 Марта.
– С ума сойти! – Антон перебирает ценники. – Докторская, капуста, рис, лапша, килька в томате…
– Меня упросил директор с Ленинградского шоссе, я не смог ему отказать. Во-первых, мы у него отовариваемся, а во-вторых, ты представляешь, сколько всего я набрал для мамы в Одессу, когда она уезжала после Сашиных проводов? Она увезла с собой два чемодана туалетной бумаги. А салфетки, а колбасу, а икру!?
– Тогда помалкивай…
Оба закурили. Антон курил болгарские сигареты, а Лёня – «Памир». Антон попрощался и вышел. А Лёня решил позвонить Фане.
– Можно попросить Фаину Абрамовну к телефону.
– Одну минуточку. – Слышно было, как очень громко кто-то позвал: – Фаина Абрамовна! Вас к телефону…
– Алло… – чувствовалась, как Фаню смутило это громкое «Фаина Абрамовна!»
– Маленькая, это я. Представь, я сегодня иду в ресторан в «Россию» и без тебя.
– И что это за красавица, которой так повезло?..
– Помнишь, я тебе говорил об Иосифе? Который из Одессы, он зам. начальника трамвайно-троллейбусного управления? Я и его сын были большими друзьями. Он тут с одесской делегацией XXV съезда. Просит прийти. Ладно? Ты не обидишься? Я постараюсь не задерживаться.
– Не обижусь, только не напивайся.
– Целую, пока.
* * *
Начало марта. Пятница. Москва украшена плакатами. Сегодня завершил работу XXV съезд КПСС, через три дня – День 8 Марта, праздник. Труженики Москвы, закончив рабочий день, торопятся домой. Переполненные троллейбусы, забитые людьми остановки. Лёня через Красную площадь, мимо ГУМа направляется в гостиницу «Россия». Уже при подходе к гостинице можно различить мужиков «в штатском». Пройти внутрь Лёня не может, у входа в гостиницу требуют пропуска.
– По какому поводу? – краткий вопрос.
– У меня здесь друг остановился, из одесской делегации, пригласил к себе.
– Номер комнаты, фамилия друга и ваш паспорт?
Лёня видит, как кто-то другой уже звонит по телефону, проверяет.
– Проходите в вестибюль и подождите, ваш друг спустится за вами.
Лёня заметил Иосифа, показал его дежурному и направился ему навстречу. Они обнялись, поцеловались.
– Привет. Что ж ты раньше не позвонил? Пришёл бы ко мне домой…
– О чём ты говоришь, Лёня! Я здесь, как на войне. Секунды свободной нет. Тут вся одесская делегация во главе с мэром, а я приставлен к нему. Пошли сейчас к мэру в номер, там покрутимся минут пятнадцать, потом я, ты и он идём в ресторан, у мэра там будет очень ответственный ужин – он пригласил заместителя Дымшица. Ты знаешь, кто такой Дымшиц?
– Знаю, заместитель председателя Совета Министров СССР, единственный еврей в правительстве.
– Правильно, молодец. Они сегодня будут решать очень важные денежные вопросы для Одессы. Заместитель Дымшица распределяет деньги… а мэр хочет урвать побольше.
Они вышли из лифта и вошли в номер мэра. В номере было полно народу, стояли бутылки с водкой, вином, какая-то закуска. Кто-то пил, кто-то рассказывал анекдот, кто-то стоял в очереди к мэру, чтобы, пользуясь благоприятным моментом, подписать важные документы. Подписывая какую-то бумагу, мэр очень важно посмотрел на всех и спросил:
– Кто знает, сколько стоит эта ручка? – Все молчали. – Только что ею я подписал один миллион!
Лёня, не бери в голову. Через десять минут я заберу мэра, и мы пойдём прилично поужинаем.
– Йося, я ничего не понимаю. Почему ты с мэром, ты что, тоже делегат съезда?
– Сумасшедший! Я – делегат съезда? Им ещё этого не хватало! Я кормлю здесь мэра. Я и вон тот, угрюмый и молчаливый. Это зам. начальника Управления дачами и курортами города Одессы. Он и я обеспечиваем здесь мэра всем необходимым. Кроме того, мы с тобой прикрываем мэра на этом очень ответственном ужине, я ужин оплачиваю, потом все вместе едем на Киевский вокзал, сегодня все уезжают обратно домой, в Одессу, а этот «старший дачник» должен обеспечить хоть одну приличную девку на вокзале среди провожающих. Теперь ты понял, почему я просил тебя прийти без Фани?
– Нет, ничего не понял.
– Вдруг мэр подумает, что твоя жена – это та, что приготовили ему. Понял? Он к тому времени будет полностью пьян и ему будет всё равно.
Иосиф стал пробиваться к мэру. Мэр всё ещё стоял, как Кутузов, в окружении своих приближённых и поучительно говорил: – Это Москва! Столица, ё-моё! Сегодня зам. Дымшица будет решать вопрос будущего Одессы: деньги на питьевую воду для города и деньги для очистки сливов в море.
– А ну налей чуть, – на «ты» обратился мэр к первому попавшему, стоящему рядом пожилому делегату. Ему быстро налили, он выпил.
Иосиф умоляюще дотронулся до локтя мэра и тихо шепнул ему на ухо:
– Однако нам пора, мы должны не опоздать…
Иосиф помаленьку подталкивал мэра к выходу, на ходу кивая Лёне. Наконец они величаво вошли в ресторан, и их усадили за столик. Тут же подбежала молоденькая шустрая официантка, и Иосиф сделал общий заказ. Официантка побежала дальше, а Иосиф представил Лёню:
– Это Леонид, очень близкий друг моего сына, одесский художник, сейчас живёт и работает в Москве.
– Имя у тебя хорошее, Леонид. Как у нашего Генерального, Леонид Ильич. Ты тоже Ильич?
– Леонид Маркович. – Лёня окончательно смутился.
– Ничего. Почти Марксович. Тоже хорошо, – не унимался мэр, довольный своими шутками. – Если будешь в Одессе и если хорошо рисуешь, зайди ко мне, я дам тебе заказ.
Лёня и Иосиф переглянулись, не зная как отреагировать. Но в это время официантка ловко стала накрывать на стол.
– Как тебя зовут? – опять на «ты», не представляя как по-другому, мэр спросил официантку. В его манере, в его голосе появилась игривость, будто обращается он к ней, как галантный молодой кавалер к девушке.
– Марина, – скромно ответила официантка. Она давно разобралась, с кем имеет дело, – уже больше месяца они здесь сбились с ног, обслуживая делегатов съезда, высокомерных и жадных на чаевые.
– Марина, сейчас за этим столом будет очень важный человек сидеть, так что сделай всё как надо, по большому счёту…
Вдруг мэр вскочил и со счастливой улыбкой, приветственными жестами стал зазывать мужчину, который появился в зале. Мужчина, заметив мэра, направился к их столику. Он был выше среднего роста, с интеллигентным лицом, в импортном костюме, немного важный, но, в общем-то, скромный и открытый.
– Владимир Александрович, добрый вечер! Как я рад, что вы пришли. – Оказывается, мэр всё-таки знал, что существует обращение на «вы». – Присаживайтесь.
Заместитель Дымшица поздоровался со всеми за руку, отодвинул стул и сел.
– Мы только что от Леонида Ильича, готовили сводку на завтра. Я ещё и дома не был. Тем более не ел…
Мэр разлил водку. Теперь для Лёни наступил момент, когда он, внутренне подсмеиваясь над собой, почувствовал, что такое государственный уровень. Мэр встал и торжественным голосом обратился к высокому гостю:
– Владимир Александрович! – В этом месте Владимир Александрович тоже встал, тут же поднялись и Иосиф, и Лёня. Мэр говорил, и все четверо стояли. – Владимир Александрович! Не таясь, скажу при свидетелях, как одесское население будет всегда благодарно вам за неоценимую помощь славному городу-герою. Мы знаем, что вы, дорогой Владимир Александрович, заняты ответственной государственной работой и всё-таки нашли время и уделили столько внимания одесским труженикам. Я как мэр от имени партийного и советского руководства города и от имени всех одесситов приглашаю вас в гости в наш курортный солнечный город. И в знак признания ваших заслуг перед Одессой я с удовольствием вручаю вам навечно ключ от города и свидетельство о присвоении вам звания Почётного одессита.
Мэр достал из кармана пиджака лакированную деревянную шкатулку, открыл её, и все увидели красивый большой ключ и свидетельство. Владимир Александрович, не ожидая такого напора, зарделся и очень серьёзно принял подарок.
– Благодарю вас, благодарю вас.
Иосиф и Лёня стали хлопать.
– Теперь, имея ключ от города, дорогой Владимир Александрович, вы сами можете выбирать время для посещения. Давайте выпьем за это!
Все выпили и стали закусывать. Официантка появлялась несколько раз, ожидая распоряжений. Мэру это очень нравилось. Налили по второй. Теперь встал Владимир Александрович. Все опять поднялись, правда, Лёня немного опоздал, так как не знал «правительственного» ритуала.
– Я очень растроган вашим вниманием. Ведь вы представляете замечательный морской город, город-герой Одессу. Мы знаем, как вы на посту мэра день и ночь трудитесь, чтобы сделать жизнь славных одесситов ещё более счастливой. Наша партия, наше руководство не сомневаются, что труженики Одессы, её славные моряки, бороздящие моря и океаны всего мира, под вашим руководством с честью выполнят взятые на себя социалистические обязательства. Мы с удовольствием побываем у вас в гостях.
Он обнял мэра, и они опять выпили. Лёня сидел, не вставляя в разговор ни слова, боясь нарушить эту высокогосударственную идиллию. Когда Владимир Александрович, попрощавшись, ушёл, стало немного свободней. Они выпили ещё по одной. Мэр был в очень хорошем настроении:
– Он сегодня подписал нам такую сумму, что даже произнести нельзя!!! Разумеется, недаром. Мы тоже в долгу не остаёмся.
Когда официантка стала приносить кофе и пирожные, мэр всё своё внимание сосредоточил на ней.
– Марина, знаешь, кого ты только что обслуживала?!
– Наверное, знаменитый артист! – подыграла ему опытная Марина.
– Ха! Сама ты артистка! Это был, – изрядно захмелевший мэр поднял указательный палец, – заместитель председателя Госплана СССР. – Он ухватил Марину за руку, потом за талию и усадил рядом. – Садись, теперь твоя очередь. Мы тебя наградим, ты заслужила, ведь ты своим обслуживанием помогла одесситам! – Он расходился всё больше. – Ты слышала что-нибудь о юбилейной медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»?
Марина попыталась встать, Иосиф забеспокоился, а Лёня понял: начинается выход циркового клоуна на арену.
– Не дёргайся, Марина, ты ничего не знаешь об этой медали. Её утвердил Президиум Верховного Совета СССР чуть больше месяца назад. Не веришь? Вот Иосиф Виссарионович может подтвердить, – мэр ткнул пальцем в сторону Иосифа, – он всё знает, не голова, а исторический музей! А кого ею награждают? Не отвечай, Марина, я тебе скажу. Ею награждаются «все военнослужащие и лица вольнонаёмного состава, принимавшие в рядах Вооруженных Сил Союза ССР участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны»…
– Так я же тогда ещё не родилась, мил человек…
– Знаю, по тебе вижу, но ты сегодня была вольнонаёмной и своими боевыми действиями помогла городу-герою Одессе одержать финансовую победу! Как твоё отчество и фамилия, боевая подруга?
– Мария Николаевна Тимофеева…- заикаясь, ответила официантка. Она оглядывалась, боясь, что кто-то из её коллег заметит происходящее.
Лёня сидел не шелохнувшись, а Иосиф – с безразличным лицом, видимо, уже привыкнув к выходкам подвыпившего мэра. А мэр, продолжая играть роль богатого ухажёра, подписывал документы на юбилейную медаль московской официантке. Марина стояла красная, получая коробочку с медалью и документами.
* * *
– На улице у гостиницы стояла вереница машин, ожидая мэра. Делегаты, ответственные лица, шофера. Наконец появился мэр в сопровождении Иосифа и Лёни.
Вереница машин с подвыпившими делегатами XXV съезда КПСС с шумом удалялась от Красной площади.
=================================================================
Аркадий Крумер член Союза писателей Израиля. Живёт в г. Явне. Автор книг: «Изя Кац и другие русские. Смешные хроники прошлого века», « Нескучная книжка на вырост».
За книгу «Майсы с пейсами» стал Лауреатом Премии им. Ильи Ильфа и Евг. Петрова, учрежденной Союзом писателей Израиля.
САГИ ПРО РАБИНОВИЧА. СОВСЕМ ЗАПУЩЕННЫЙ ВАРИАНТ!
Как-то раз Рабинович оказался без Люси в санатории «Темный лес». Контингент был так себе, даже если крепко выпить. Все ходили и ждали вечер. Первый вечер по традиции был «Вечер знакомств». Вначале был концерт, но лучше бы его не было. На сцене был юморист, который бодро рассказывал анекдоты с прицелом намного ниже пояса! Потом начались танцы. Все присматривались друг к другу и еще стеснялись. К Рабиновичу сразу присмотрелась роскошная блондинка примерно пятьдесят шестого размера. Но Рабинович роскошь не любил, ему больше нравилась скромность. Когда Роскошная пригласила его на танец, он шел за ней, как обреченный на публичную казнь.
— Вы очень мил!- сказала Роскошная и потрепала его за ухо.
Потом она прижала к себе Рабиновича и жарко дышала ему в ухо.
И тогда Рабинович понял, что мирным путем ему не выбраться. И он решил пойти на крайние меры. Конечно, можно было придумать, что у тебя импотенция, но чего ты тогда тащился на «Вечер знакомств» и вообще ехал в санаторий? И поэтому он сказал:
— Простите!.. Но дело в том, что у меня… как бы это вам сказать… другая ориентация! Полностью!
Роскошная ослабила страсть и с уважением посмотрела на Рабиновича. А Рабинович поклонился два раза и пошел к стенке, виляя задом.
Назавтра на процедурах, когда Рабинович лежал в радоновой ванне, к нему подошел Главврач. В ухе у него была сережка с камушком, а ноготок на мизинце был изумительного бирюзового цвета.
— Вот, пришел с Вами поближе познакомиться!- сказал Главврач плавным голосом.- Я о вас слышал много хорошего!..
— Спасибо, доктор!- сказал Рабинович и прикрылся мочалкой.- Вот, хотел с Вами поговорить. У Вас в санатории импотенцию лечат? А-то я, знаете, совсем запущенный вариант!..
А.К.
САГИ ПРО РАБИНОВИЧА. РУБАХА-ПАРЕНЬ
В трамвае девушка улыбнулась Рабиновиву. Он прямо, воспрял!
Ей было лет двадцать, не больше. Такие ему уже лет десять не улыбались! Хотя бальзаковского возраста улыбались, ого-го!..
А эта прямо не сводила с Рабиновича глаз. Видно, втюрилась по уши! А что, бывает! Про любовь многое известно! А Рабинович еще был хоть куда! Правда, лысина была – шапкой не прикроешь! Но, зато глаза умные, вдумчивые!
— Конечно, она запала на мой интеллект, которого не скроешь!- подумал Рабинович и сделал глаза еще умнее.
Девушка еще раз улыбнулась и собралась выходить.
— Выйду тоже!- подумал Рабинович, хотя ему еще остановок десять было ехать.
На улице Рабинович сам решил заговорить с девушкой.
-Меня зовут Рабинович!- сказал он и улыбнулся.- В смысле, Лев… Лев Иосифович! Трудный работник науки… Вернее, работник научного труда!
— А у Вас рубашка надета шиворот навыворот!- сказала девушка и засмеялась.
А потом села в другой трамвай и уехала.
А Рабинович пошел пешком, потому что ждать свой номер было бессмысленно. Трамваи плохо ходили, в час по чайной ложке!
А по дороге, когда чуть стемнело, он под деревом спрятался и перевернул рубашку, как надо.
— Слава Богу, что я вышел за девушкой! Вот пришел бы так домой, Люся бы меня просто убила, без суда и следствия!- подумал Рабинович и прибавил шаг.
А где именно он умудрился надеть рубашку шиворот навыворот, у Веры или у Кати, он так и не вспомнил!
А.К
=================================================================
Ведущая:
Инна Костяковская — поэт, член Союза писателей Израиля.
Ведёт свой поэтический блог на медиа-портале «Киев еврейский».
Адрес литгостиной innaroz9@mail.ru,
Приглашаем поэтов, бардов, литераторов,
принять участие в проекте.
(дизайнер — Анат Ор Лев, Израиль)