Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Наша прекрасная Роза
Наша прекрасная Роза
ШТРАФУН РОЗАЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА 1922 г.р.
Эта удивительная женщина в своих немолодых летах по-прежнему красива, улыбчива, доброжелательна. Редко кому так подходит её весеннее, душистое имя! Ей оно всегда было к лицу, даже сегодня, когда не за горами 90…
Родом она из Крыма, из приморского городка Феодосии, где жили её родители с тремя дочерьми. Мать – портниха, обшивала довоенных модниц. А отец был моряком, членом ВКП(б). Он учился на Высших партийных курсах в Москве. Но при этом нередко говаривал доченьке вполголоса: «Помни, дитя моё, настоящая наша родина – Палестина!»
Десятилетку закончила Роза в Симферополе и в 1940-м году и поступила в медицинский институт. В самый разгар летней экзаменационной сессии после первого курса – война! Институт со студентами эвакуировали в Ташкент, а первокурсников не взяли, т.к. они не успели даже сдать сессию! Розочка эвакуировалась с мамой и сёстрами в Чистополь. Работала упаковщицей на швейной фабрике, где шили одежду для фронтовиков. Но, узнав о том, что она училась год в мединституте, её направили на курсы санинструкторов, а по окончании их – на фронт.
Двадцатилетним санинструктором попала девушка в 35-й зенитный артиллерийский полк, в Армию тов. Баграмяна, на Западный фронт. Скольким раненым оказала помощь эта хрупкая, но мужественная девушка прямо под огнём на передовой линии огня! Скольких вырвала из лап смерти! Она дошла со своим полком почти до Витебска (Белоруссия), где её ранило в сентябре 1943 года. Вот как об этом - своём последнем бое! – вспоминает Розалия Евгеньевна спустя 67 лет:
« Было это на передовой линии огня. Фашисты вели прицельный огонь. И мы с коллегой-санинструктором поползли по-пластунски оказывать первую помощь раненым на поле боя. Когда мы переворачивали одного из них в свежей воронке от артиллерийского снаряда, неподалёку снова разорвался снаряд, и меня ранило и контузило. Это было очень «тяжёлое осколочное ранение в область поясницы, с переломом поясничных позвонков и отрывом остистых отростков», как записано в истории болезни… А мне всего-то 21 год! Первую операцию сделали прямо в развёрнутой палатке полевого госпиталя. Потом отправили в госпиталь города Ельни, оттуда - в освобождённый в 1943-м Смоленск. Здесь с октября 1943-го по февраль1944-го в мужской палате за ширмой из простыней лежали мы – две раненые девочки… А у меня ещё была контузия позвоночника! Ноги не двигались. Массажи, уход, внимание со стороны врачей плюс моя хорошая спортивная закалка помогли мне всё-таки встать на ноги, примерно, через полгода...»
Но раны долго не заживали, а выписываться уже надо было для дальнейшего лечения на дому. В Чистополь к маме добраться было невозможно из-за скованной льдом реки, готовой вот –вот растаять, и Розочка на костылях отправилась с сопровождающим солдатом в Москву к знакомым.
Здесь медицинская комиссия определила ей инвалидность 3-ей группы. И это в 22 года!
Женщина, у которой она поселилась, оказалась прекрасным человеком. Вместе с 14-летним сыном-подростком они Розе очень помогли. А когда вернулся с фронта её старший сын Борис с тяжёлым челюстно-лицевым ранением, молодые люди полюбили друг друга и в апреле 1944 года, за год до долгожданной Победы, поженились. Лечение всё ещё продолжалось в институте им. Бурденко, но в конце концов девушка отбросила костыли! Именно муж помог ей получить документы из Ташкента о первом курсе в мединституте, и она продолжила учёбу в Москве, в 1-м Медицинском институте. Родила сына, закончила институт в 1953-м году. Работала 5 лет терапевтом в Москве, а потом, закончив ординатуру по рентгенологии, трудилась рентгенологом в течение 30 лет, до самой репатриации.
На Землю Обетованную она прибыла вместе с мужем и семьёй дочери в 1991 году, а сын - на год раньше. Муж страдал астмой, и сухой жаркий климат Тверии помогал ему справляться с болезнью. Красиво и счастливо жили они, пара любящих сердец, оба инвалиды войны, обрастая внуками и правнуками, радуя друзей общением и дружбой. Но это жизнь, а не роман, где любящие умирают в один день. Уже несколько лет она одна, без мужа, и любимая дочь недавно скончалась от тяжёлой болезни. Но надо жить, ведь рядом любящий сын, внуки, правнуки. И мы, её друзья и товарищи, всегда рады видеть её, слышать её ясный тёплый голос. Подруга и соседка Розалии Евгеньевны поэтесса Галина Азбель, приветствуя её в день 85-летия, написала:
За юбиляршу дорогую,
Душой такую молодую
Я предлагаю тост поднять.
В знак уважения к ней – встать!
Ей хором дружно пожелаем:
«Ад меа вээсрим! Лехаим!»
До 120-и Вам, наша прекрасная Роза, Розалия Евгеньевна! Спасибо Вам за то, что
Вы с нами.
Автор: Любовь Знаковская - член Союза писателей Израиля. Руководитель литобъединения «Волны Кинерета» (Тверия), главный редактор альманаха «Тивериада». Автор 9 книг стихов и прозы. увидевших свет в Крыму, Москве, Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. Родом из украинского полесского городка Олевска на Житомирщине, где закончила школу. Училась в Крымском пединституте на историко-филологическом факультете. Преподавала русскую словесность, историю и мировую художественную культуру. Репатриировалась из Симферополя в 1997 году. Живёт в Тверии.