Яков Шехтер
Каждый год осенью евреи бережно закрывают Пятикнижие на последней странице и тут же, – в который раз! – распахивают на первой.
– И сколько можно? – спросит некто очень образованный, предположим доктор филологических наук.
– Зачем все время читать одно и то же? Разнообразить надо бы чтение, разве мало у евреев умных и толстых книжек? Один год эту, а на другой другую.
Так, да не так. Пятикнижие – ведь не что иное, как план мира. Всевышний глядел в Тору и творил все сущее. Поэтому события каждого года, радости и катастрофы, несчастья и удачи можно отыскать в Пятикнижии. Нужно только научиться смотреть.
Есть разные способы извлечения информации из текста Торы. Самый простой и надежный – читать ее вместе с комментариями. Их много, и они очень разные. Распутывать этот плотный интеллектуальный клубок доставляет огромное удовольствие.
Существует компьютерный способ отыскания кодов в тексте Пятикнижия. Читают каждую пятую или десятую или тридцатую буквы и получают неожиданные, а иногда просто сногсшибательные результаты. Способ эффектный, но не совсем достоверный. Очень многое зависит от алгоритма, то есть от того, как сформулирует задачу программист.
Существует древняя традиция, связывающая стихи (псуким) в тексте Торы с еврейским летоисчислением. Всего в Торе содержится 5845 стихов, первому соответствует первый год сотворения мира, второму – второй и так далее. Считается, что в каждом стихе скрыт намек на главное событие, случившееся в том году с еврейским народом. Для примера рассмотрим, вслед за раввином Йоной Амитаем, три самых главных происшествия еврейской истории 20-го века. Вне всякого сомнения, это Катастрофа, создание государства Израиль, и Шестидневная война.
Стих 5701 соответствует 1941 году и находится в Книге «Дварим».
«И воспылал гнев Господа на землю ту, чтобы навести на нее все проклятия, написанные в этой книге».
Стих 5702 – 1942 год – « И изгнал их Господь из земли их в гневе и ярости и негодовании великом, и забросил их в другую землю, как это ныне».
Стих 5703 – 1943 год – « Сокрытое — это Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова этого закона».
Над словами «нам и сынам нашим» согласно традиции написания Торы, ставятся точки, по одной над каждой из букв. Всего шесть точек. Это чрезвычайно редко встречающееся во всем Танахе написание и до недавнего времени не было понятно, что именно должны означать эти точки. Сегодня, увы, это понятно даже самому неискушенному читателю.
Стих 5707 – 1947 год – «Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя».
Стих 5708 –1948 год, создание государства Израиль – « И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею». Не случайно именно эти два стиха вошли в молитву за благополучие государства, провозглашаемую по субботам во многих синагогах мира.
Стих 5726 – 1966 год – «И сделает Господь с ними, как Он сделал с Сихоном и с Огом, царями Эморейскими, которых Он истребил».
Стих 5763 – 1967 год – « И предаст их Господь вам, и поступите вы с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам».
На иврите слова Сихон и Хусейн состоят из одних и тех же букв. Подобно тому, как Моше-Рабейну попросил у царя Сихона разрешения пройти через его страну, только по дороге, не отступая ни вправо, ни влево, премьер-министр Израиля Леви Эшколь, после начала военных действий на египетском фронте, предложил королю Иордании Хусейну мир. Короля просили только об одном — не вмешиваться.
«Но не согласился Сихон, царь Хешбона, дать проход у себя, потому, что Господь ожесточил дух его и сделал сердце упорным, чтобы предать его в руку твою». Звучит похоже? Хусейн, так же, как и Сихон, ответил отказом на предложение Эшколя и, после знаменитой телефонной беседы с президентом Египта Насером, подслушанной Моссадом, начал военные действия против Израиля. В результате опрометчивого поступка короля были освобождены Иерусалим, Хеврон и вся Западная Самария.
Наши мудрецы не зря называли Тору – Торой жизни. В ней кроется информация о жизни не только народов и царских династий, но и каждого человека. И если вчитаться, как следует, погрузиться в глубинные смыслы значений точек, корон над буквами, не говоря уже о прямом значении слов и предложений, возможно, нам удастся узнать кое-что новое о самих себе, об ушедшем, таком нелегком и нервном годе, и о наступившем, который, как уж заведено, открывается первой страницей Пятикнижия и старыми, давно выученными наизусть словами: «В начале сотворил Господь небо и землю».