Главная \ Украина, Новости, Актуально \ Раввин Днепропетровска Шмуэль Каминецкий предсказал трагедию в Одессе
Раввин Днепропетровска Шмуэль Каминецкий предсказал трагедию в Одессе
1 мая Главный раввин Днепропетровска и региона Шмуэль Каминецкий выступил с обращением к общине. Опираясь на Талмуд, он рассказал о трагедии, которая произошла с тысячами людей, более 2000 лет назад, из-за того, что они потеряли уважение друг к другу. Шмуэль Каменецкий призвал людей перестать обзывать друг друга обидными словами на политической почве, вне зависимости от того, на какой стороне баррикад они находятся. И попросил вспомнить главную заповедь «Возлюби ближнего как самого себя». В своей речи рав сравнил конфликт со всепоглощающим пожаром.
2 мая в Одессе политический конфликт перерос в пожар, в результате которого погибло более 40 человек, более 200 находятся в больницах, из них 27 в тяжелом состоянии. В свете трагических событий, произошедших 2 мая в Одессе, речь рава Каминецкого оказалась пророческой.
Раввин Каминецкий:
«Как мы знаем, между праздниками Песах и Шавуот по традиции евреи придерживаются некоторых траурных обычаев: не планируют свадеб, не подстригают волосы, не устраивают праздников. Исключением в этот период является только праздник Лаг ба Омер.
В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что между Песахом и Шавуотом во время счета Омера они умерли от эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Эпидемия длилась тридцать три дня.
Рабби Акива был очень скромным человеком и учил, что главная заповедь Торы – «Возлюби ближнего как самого себя». Нет сомнений, что ученики внимали его словам. Они были большими знатоками Торы, выдающимися ученными. Но слушать или говорить – это одно, а делать другое.
Сейчас нам интересно слушать историю о том, что было 2000 лет назад, анализировать, почему произошла такая трагедия, пытаться понять ошибки и даже делать выводы лично для себя, но это все теория, а наши действия могут быть совершенно другими. Когда нужно усмирить свое высокомерие, снизить тон, поменять выражение лица на более доброжелательное, наш «иецер гора» находит тысячи аргументов, почему наш собеседник этого не достоин, почему нужно его «поставить на место», якобы для его же блага или даже во имя Всевышнего.
Уважение очень непростая вещь в исполнении. Нужно много терпения и душевной доброты, участия, страха обидеть или задеть собеседника. Не все обладают такими качествами, и хорошо, если человек работает целенаправленно над собой для их воспитания в себе.
К сожалению, в наше время, доброта и скромность не являются определяющими факторами в оценке человека, и даже ученость и знание Торы, как во времена учеников Рабби Акивы, тоже не в приоритете, но зато конкурентность, напористость, успешность (в первую очередь материальная) — вот что зачастую определяет отношение к человеку.
Но на самом деле часто бывает, что истинный герой не тот, кто уничтожает обидчика, а тот, кто не отвечает на обиды. Немного нужно приложить усилий, чтобы сказать в ответ на обидные слова, еще более жесткую фразу, а ведь такая полемика разрушительна для обеих сторон.
Но смолчать, уйти от спора, ответить нейтрально, для этого нужны значительные силы и самоконтроль. Результат обычно превосходит ожидания, отвечая добром на негатив, создается прецедент других отношений, которые обычно действительно возможны, несмотря на разногласия.
Наши мудрецы сравнивали конфликт с пожаром. Гнев, как огонь, пожирающий все вокруг, оставляет только выжженное пространство, на котором очень сложно строить новые отношения. Братья, живущие в одном доме, не станут, враждуя друг с другом, поджигать имущество соперника, потому, что пожар охватит весь дом, и он сгорит полностью. Как люди физически боятся огня, так же нужно бояться конфликтов и бежать от них в полном смысле слова «как от огня».
Евреи, во всем их многообразии, воплощены в разные тела, но их души – единая душа еврейского народа. «Любить, как самого себя» и означает – видеть в каждом часть своей души.
Мы живем во время перемен, наша страна Украина за последнее время изобрела много терминов, применяемых для обозначения тех или иных групп людей, и чаще всего это звучит оскорбительно. Делят народ по политическим, географическим, языковым и прочим признакам, с пренебрежением относясь к своим оппонентам.
Какими бы знаниями и правами не обладала любая сторона конфликта, нужно помнить о душе народа, об общей душе украинского народа, которая есть в каждом жителе этой красивой страны, независимо от того на какой он стороне баррикад. Важно относится ко всем с уважением и любовью. Потому что принцип «Возлюби ближнего как самого себя» актуален не только для евреев, но и для всего человечества.
Рабби Акива сказал, что в этой заповеди – вся суть Торы (Сифра Кдошим, 4:12). С его точки зрения, все остальные заповеди лишь ее детализация", — отметил в завершение речи Главный раввин Днепропетровска и региона Шмуэль Каминецкий.