Борис Бен-Менахем. Иерусалим.
Наши" (русскоговорящие) политики и дружно обслуживающие их СМИ, включая и большую часть интернетресурсов, на все лады трубят о неприятии русскоязычными гражданами социального протеста, длящегося уже более месяца. Якобы цели протеста не соответствуют нашим интересам и не могут способствовать решению основных обострившихся проблем. Это — ложь, как ложь и то, что протест нами не поддерживается!
Судить нужно не по инертной массе пассивного большинства, тем более не по оболваниваемой с утра до вечера аудитории теле-, радиослушателей и по читателям русской прессы, а по тем активным гражданам, которые руководствуются информацией еще и на иврите, на английском и др. языках (среди нашей молодежи таких — большинство). Многие из них участвуют в протесте, видим мы их и среди лидеров движения. Есть еще на стороне протеста и значительная часть думающих граждан, которым доступна информация, в основном, только на русском языке, но они умеют объективно анализировать критически осмысленные факты и события, строить свои убеждения на честных, нравственно выверенных суждениях. Есть еще среди протестующих и те, кто окончательно разочаровался политиками от «русской» улицы, их крикливой патриотичностью, неуемным самовосхвалением, ложью в интерпретации фактов, и главное, их устремленностью удержаться во власти за счет нагнетания страха и ненависти к реальным и мнимым врагам. Ведь только это позволяет им сохранять свой электорат. Но по мере того как эмоции уступают место здравому смыслу, люди неизбежно приходят к протесту.
Что же заставляет граждан, в том числе русскоязычных, участвовать в протесте или сочувствовать ему? Ведь, в большинстве своем мы убеждены историческим опытом в огромной опасности, которая кроется во всяких революциях, манифестациях, шествиях, митингах и прочих акциях, творимых толпой. Это верно, но верно и то, что общество вынуждено прибегать к массовому протесту в тех случаях, когда структуры общественного управления не могут или не стремятся отвечать на вызовы складывающейся реальности. Именно такова ситуация сейчас в Израиле.
Социально-экономическая модель, навязанная израильскому обществу нуждается в реформировании. Как бы ни прославляли ее и как бы ни пугали опасностями, которые несут в себе альтернативные модели. Якобы всякое изменение направит нас в пропасть социализма с коммунистическим лицом или подтолкнет к реализации идей национал-социализма, либо позволит иной бредовой напасти овладеть нашей экономикой. Нас убеждают, что только рынок, свободный от любых ограничений, может обеспечить стабильный прогресс экономики страны и только он реально служит интересам общества. Опыт же многих стран, достигших блестящих успехов в наращивании экономической мощи в сочетании с впечатляющими достижениями в повышении качества жизни своего населения (уровень культуры, образования, здравоохранения, экологическая безопасность, обеспечение прав и свобод личности и т.д.) указывает на то, что верным является лишь путь гармоничного сочетания, справедливого взаимодействия рыночных механизмов и социальных программ.
Следует бояться не столько призраков диктатуры пролетариата (на это уже не «ведутся» даже школьники), сколько реальных признаков диктата самого активного и агрессивного субъекта свободного рынка — монопольного и олигархического капитала. А у нас эта опасность уже стала ральностью: мы наблюдаем тесное сростание власти с крупным капиталом. Более того, сама власть формируется, в основном, под влиянием сил, порожденных интересами олигархической верхушки. А существующая система формирования власти (прежде всего законодательной и исполнительной) позволяет
крупному капиталу доминировать на нашем дефективном рынке. Система выборов, да и вся структура государственного управления, нуждается в усовершенствовании.
Среди участников «палаточного» протеста не было ратующих за разрушение рыночной системы, как таковой. Слышны лишь требования справедливо учитывать интересы и права всех участников рынка: государства и населения, банкиров и вкладчиков, продавцов и покупателей, инвесторов и предпринимателей, работодателей и наемных работников и т.д. Тем не менее, протест направлен не только на лечение язв «капитализма джунглей», но и против злокачественных образований, полученных нами в наследство от «социалистических завоеваний» в период становления государства. Наш социализм породил безмерно раздувшийся чиновничий аппарат, работающий крайне неэффетивно и уклоняющийся даже от минимальной ответственности, узаконил возможности профсоюзов действовать против интересов и прав общества во имя групповых устремлений (порой эгоистичных, на грани безнравственности), утвердил права постоянства («квиют»), т.е. ввел узаконенное неравенство прав работников, и т.п.
Социально-экономические проблемы наша политическая элита обязана решать. Протест направлен против уклонения власти от выполнения обязанностей перед народом.
Поэтому несправедливо и неправильно обвинять лидеров протеста в надуманных грехах. Их следует всемерно поддержать!
Помимо вопросов, связанных с необходимостью корректировки экономического курса, протест обозначил целый ряд иных проблем, так или иначе связанных с экономикой и системой управления страной. И их решения нельзя избежать. Пусть поймут это те, кто находится во власти. Общество по праву и по долгу перед потомками обязано напоминать властьимущим об их ответственности. Протест и выполняет эту обязанность.