Уважаемая Элеонора,
Писать об этом совсем не радостно. Но проблема есть и её надо, как минимум, обсуждать. Может публикация в газете «Еврейский Киев» поспособствует этому.
11.07.11. Эмиль Каменир
Мои милые, добрые земляки Л. и Ф. Будиловские прислали по имэйл газетную статью «Пенсионер из поселка Сатанов Хмельницкой области безвозмездно стал ухаживать за древней еврейской синагогой — памятником XVI века». (Дмитрий Панаир, специально для «ФАКТОВ»). Д.Панаир в статье набатом призывает спасать от исчезновения уникальную синагогу в Сатанове — одну из древнейших (постр.1514-1532гг) в Украине, да, возможно, и во всей Восточной Европе. Автор пишет: «В Сатанове, бывшим «еврейской столицей» всего Подолья, остался лишь один еврей. Почти вся местная община уничтожена нацистами в годы Второй мировой войны. Сегодня на страже остатков этой святыни от полного разгрома стоит пенсионер Борис Слободнюк, проживающий рядом».
Не удивительно, что статья нашла отклик у моих земляков. Им знакома эта забота. Ведь в нашем Малине (Житомирская обл.) они всей душой, помыслами и действиями радеют за поддержание в порядке еврейского кладбища и Монумента жертвам нацизма. В телефонном разговоре земляки высказались за то, что бы довести информацию о проблеме сохранности культовых сооружений Малина и Сатанова до интернет-сообщества и израильских синагог, предполагая, что последние в этом вопросе могут иметь какую-то общую основу действий и оказать поддержку.
Для ознакомления интернетовского сообщества со статьёй воспроизвёл её в блоге (https://kamenir.haifainfo.ru/?p=1872). Узнав про это, автор написал: «Спасибо, что отреагировали на мою публикацию, … очень бы хотелось спасти этот уникальный памятник, … на сайте «Неизвестное Подолье» …есть информация и фото о Сатанове, … синагоге и …еврейском кладбище 16-20 веков». И в отклике даже поместил поэму на украинском и русском языках, посвящённую синагоге. Когда смотришь на фото древней синагоги и уникальные изображения и вязи на могильных плитах, то перед тобой встают картинки из учебников и манускриптов по истории древнего мира.
Уже после посещения в мае 2010г еврейских кладбищ в Малине и Львове появилось понимание, что со сбережением еврейских культовых сооружений в Украине имеются огромные проблемы.
Перед войной в Малине жило не менее 4000 евреев. В местечке были синагоги и кладбище. После войны появилось два кладбища — старое и новое, но не стало ни одной синагоги. Старое кладбище, конечно, не такое древнее как в Сатанове. И не могло быть иначе, ведь разница между началом еврейского присутствия в Сатанове и Малине более двух столетий. Но ситуация с этим кладбищем уже «сатановская» — это больше соответствует понятию: «участок на котором когда-то было кладбище».
Если «сатановские» стелы выглядят произведениями резного искусства, то на этом кладбище надгробия и стелы гладкие, выполнены в виде обычных фигур. Сейчас к этому участку уже вплотную подступила жилая зона.
Новое еврейское кладбище обособлено от старого. Сейчас оно ещё далеко от жилья. Открывает кладбище братская могила, на которой установлен памятник более 1200 жертвам Холокоста в 1941-1943гг.
По переписи населения СССР в1959г в Малине проживало 1200 евреев. По окончании «холодной войны» малинские евреи, как и большинство евреев СССР, разлетелись по разным материкам и странам. Сейчас в малинской общине их менее 40. Они обеспечивают поддержание в чистоте и порядке еврейского кладбища и Монумента жертвам нацизма. Разъехавшиеся каждый год собирают деньги для ухода за могилами своих предков и родственников. Именно благодаря заботам этой небольшой общины и, в первую очередь, её координатора Л.Будиловского, за счёт этих средств удаётся содержать новое кладбище ухоженным.
Низкий поклон тем, кто сохраняет этот очаг как память об угасшей еврейской жизни и тем, кто помнит о своём долге и помогает сохранить эту память. Но с каждым годом нас, кому не безразличен этот очаг, становится всё меньше, а сохранение его руками естественно убывающей общины становится всё труднее. И если в Украине с охраной наследия живших там народов ничего не изменится, то с новым кладбищем ситуация неумолимо повторит «сатановскую».
Открытое после войны еврейское кладбище в Львове (его называют Яновское) приходит к запустению. Даже кратковременное пребывание там вызывает очень тягостные чувства. Уже нет ни проходов, ни рядов. Всё заросло, много мусора. Пока с христианским погостом его ещё разделяет проезжая полоса. Но создаётся такое впечатление, что это временное явление. После посещения этого кладбища ещё острее понимаешь, что значит внимание или не внимание общины к сохранению памяти.
Вот так и приходит осознание, что спасение еврейских культовых сооружений проблема не только Подолья, Полесья или Галиции, а вообще всех тех районов Украины, история которых тесно связана с судьбой жившего там еврейского народа.
В Хайфе зашёл в некоторые синагоги. Там где был компьютер, показал картинки из Сатанова, Малина, Львова. Меня внимательно выслушали, посмотрели фото, повосхищались вязями на стелах, почитали тексты на них. Высказали соображение, что оказать помощь в спасении культового наследия могли бы, занимающиеся еврейской общиной, украинские олигархи. Оказывается их фамилии на слуху не только в Украине, но и в синагогах Израиля. В сети «Одноклассники» разослал письма нескольким десяткам Сатановским из разных стран. К моему огромному огорчению на призыв о помощи никто не откликнулся.
В огне второй мировой войны фактически сгорел этнос восточно-европейского еврейства. По её окончании часть евреев Восточной Европы пробились в Израиль, часть осела в западных странах, а значительная часть оказалась за железным занавесом в странах социалистического «лагеря», организатором и охранителем которого был СССР.
В агрессивно-атеистической идеологии СССР религия считалась пережитком прошлого, опиумом для народа. Культовые здания разных конфессий сносились, а если и использовались, то отнюдь не по своему прямому назначению. В лучшем случае в них устраивались музеи или школы (моя школа была в католическом костёле). Они часто использовались для хозяйственных нужд — мастерские, склады и др. И даже под фермы. В Татарстане в одной мечети видел кузницу, а в другой – коровник. В стране Советов всё было направлено на создание нового человека – воинствующего атеиста «гомо советикус». В этой ситуации ассимиляция евреев была неотвратимой.
В послевоенные годы еврейская молодежь, окончив школу, оставив отчий дом с его местечковым укладом, устремилась в учебные заведения в основном периферийной России. Дверь в столичные и престижные по тем временам вузы для еврейской молодёжи открывались с огромным трудом, так как в них блюли чистоту от еврейского присутствия. Завершив образование, молодые врачи и педагоги, инженеры и техники расползлись по огромной империи, осваивая её бескрайние просторы. Но в местечках пока ещё продолжали жить их бабушки и дедушки, родители и родственники.
В конце концов, рухнул железный занавес, страны Восточной Европы покинули социалистический «лагерь». Сотни же тысяч евреев СССР, которых власти принудительно лишали гражданства, за бесценок распродавая нажитое, покинули свои дома. Это происходило немыслимо быстро, как будто кто-то спасал их от ассимиляции, одновременно помогая Израилю выстоять среди враждебного окружения. А в местечках всё еврейское окончательно осиротело.
Единственными материальными свидетельствами еврейской жизни остались могилы предков на еврейских, а иногда и на общих кладбищах. От еврейского уклада не сохранилось ни образцов одежды, ни утвари, ни каких иных материальных свидетельств. Не знаю ни одного музея многовековой жизни евреев в Украине. Исчезновение материальных свидетельств еврейского уклада это общая проблема в Украине. О еврейской жизни местечек получить представление теперь только по рассказам Шолом-Алейхема.
Памятники на кладбищах тоже рассыпаются и исчезают. Солнце и вода, тепло и холод, воздух и годы разрушат всё. И вместо провозглашённого «никто не забыт, ничто не забыто», с каждым новым поколением всё слышимее будет: «евреи здесь не жили». Вот тогда появится понимание — все и всё забыто.
Это неотвратимо…???
Есть еще одна сторона – моральная. Если она ещё значима. Разным империям подчинялись еврейские местечки, но для всех поколений живших местечки были их родиной.
А родина помнит всех, не так ли…???
Еврейский этнос Восточной Европы, как таковой, практически исчез. Оставшееся от него материальное наследие огромно, а его сохранение ещё возможно и исторически необходимо не только для евреев. Для реставрации и сохранения этого наследия требуются немалые средства и неравнодушные люди. Во многих странах Восточной Европы, но не в Украине, началась реституция еврейской собственности. И если в Украине не будет программы по сохранению еврейского наследия, включая кладбища, остатки наследия канут в Лету.
Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Спасти остатки наследия еврейских местечек