Как известно, Конституция Украины – это Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Украины граждане имеют право на социальную защиту, включая право на их обеспечение в случае полной, частичной или временной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.
То есть, право на получение пенсии является конституционным правом гражданина Украины, которое не может быть ограничено или сужено, в том числе, по признакам места проживания, поскольку право свободы перемещения, выбора места проживания и свободного оставления территории Украины также гарантировано Основным законом.
К сожалению, пенсионное законодательство независимой Украины пошло по несколько иному пути. Законом Украины «О пенсионном обеспечении», а позже и Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», были установлены следующие нормы:
— гражданам, которые выехали на постоянное проживание за границу, пенсии не назначаются;
— пенсии, назначенные в Украине до выезда на ПМЖ за границу, выплачиваются вперед за 6 месяцев перед выездом за границу. За время нахождения таких граждан за границей пенсии не выплачиваются, кроме пенсий за трудовое увечье или профзаболевание (выплачиваются и переводятся в особом порядке, установленном Кабинетом Министров Украины).
Таким образом, законодательным актом низшей юридической силы была закреплена дифференциация граждан по признаку проживания, что, в свою очередь, повлекло сужение (ущемление) прав выехавших за границу граждан на пенсионное обеспечение.
В 2009 г. эта дискриминация была устранена путем признания не конституционными соответствующих положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Решение Конституционного Суда Украины №25-рп/2009). Таким образом, Решением КСУ было восстановлено законное право на пенсию для всех групп пенсионеров независимо от их места жительства.
- Несмотря на это, органы Пенсионного фонда Украины отказывались назначать пенсии, делать перерасчеты и выплачивать пенсии добровольно, придумывая все новые и новые отговорки.
Волна исков украинских пенсионеров, проживающих как в Израиле, так и в других странах мира, с требованиями о назначении, возобновлении и выплате заработанных в УССР и Украине пенсий захлестнула украинские суды.
Тенденциями результатов рассмотрения таких исков (без учета отклонений и отказов по формальным причинам), можно назвать следующие:
1) признание национальными судами Украины права на пенсию вне зависимости от места проживания пенсионера;
2) понуждение пенсионных органов в осуществлении ее назначения, возобновления и выплаты. Количество этих исков неуклонно ежегодно увеличивается.
Естественно, что выплаты пенсии пенсионерам, которые проживают за рубежом, тем более тем категориям, которые могли претендовать на возобновление выплат или на возмещение ущерба за невыплату пенсии, начиная с 2009 года – с момента принятия решения Конституционным Судом Украины, ложатся тяжким бременем на бюджет Пенсионного фонда Украины. Видимо, этот факт и явился причиной подписания Соглашения между Израилем и Украиной о социальных выплатах (в т.ч.- пенсиях). Основными целями которого являются получение для Украины неограниченной отсрочки в выплате пенсий и «обрезание» права всех пенсионеров за границей на получение пенсий не с момента принятия Решения КСУ (2009), а только с момента прекращения отсрочки.
Заказчики и разработчики подписанного 28 сентября 2012 года в Нью-Йорке, США, Министром иностранных дел Украины К.И. Грищенко и Вице-премьер-министром, Министром иностранных дел Государства Израиль А.Либерманом «Соглашения между Украиной и Государством Израиль о социальном обеспечении» (далее — Соглашение), кроме урегулирования взаимоотношений по социальным вопросам на будущее, имели целью еще и «сброс балласта» — накопившихся долгов прошлых лет.
В пользу данного аргумента свидетельствуют нормы п. 30 Соглашения:
«1. Это Соглашение не предоставляет никаких прав на выплату пенсий за любой период, который предшествовал дате вступления в силу этого Соглашения.»
«5. Любая пенсия (пособие), которая не была назначена или была прекращена ввидугражданства заинтересованного лица или его проживания на территории другой Договаривающейся Стороны, по заявлению этого лица должна быть назначена или возобновлена согласно этому Договору с момента вступления в силу этого Соглашения.»
«3.Это соглашение распространяется и на случаи, которые возникли до вступления в силу этого Соглашения».
Таким образом, отправной точкой для назначения и возобновления любых социальных выплат любым категориям пенсионеров, ожидающим своих украинских пенсий и подпадающих под юрисдикцию данного Соглашения, в соответствии с Соглашением, является дата его вступления в законную силу.
Это в корне изменяет ситуацию, сложившуюся после принятия Решения КСУ в 2009 году.
Решение КСУ в настоящий момент дает право пенсионерам на возобновление и назначение пенсии с момента принятия этого решения в 2009 году, а не с момента вступления в силу Соглашения, которое произойдет в будущем.
В соответствии с положениями Конституции Украины (ст. 9) и специального Закона Украины «О международных договорах Украины» (ст. 19) действующие международные договора Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства.
Сразу отметим, что в соответствии с п.32 Соглашения, оно вступит в законную силу через 3 месяца после направления по дипломатическим каналам последнего письменного извещения одного участника Соглашения другому о выполнении всех внутренних процедур, необходимых для вступления в силу этого Соглашения.
Не вдаваясь в подробности и сущность всех «необходимых внутренних процедур», есть все основания предполагать, что при наличии политической воли, прохождение всех процедур может занять от трех месяцев после подписания и более.
При отсутствии же такой воли, например, если подписание соглашения являлось лишь элементом предвыборной компании перед парламентскими выборами обеих стран, а также в условиях, когда в расходные статьи госбюджета Украины не закладываются соответствующие обязательства, вопрос вступления в законную силу Соглашения может быть, вообще отложен в «долгий ящик» — на неопределенный срок.
Обстоятельства и время подписания Соглашения подтверждают обоснованность таких предположений. Так, несколько странным выглядело подписание Соглашения от Украины Министром иностранных дел К.И.Грищенко.
Дело в том, что много ранее, на официальном сайте Президента Украины было обнародовано распоряжение Президента от 18.07.2012г. №141/2012-рп, которым глава государства уполномочил на подписание Соглашения о социальном обеспечении Вице премьер-министра Украины – Министра социальной политики Украины С. И. Тигипко.
В этой ситуации, несмотря на предусмотренные Законом Украины «О международных договорах» полномочия главы МИД на подписание международных договоров от имени Украины, подписание им конкретно этого Соглашения вместо специально уполномоченного профильного Министра выглядит, по меньшей мере, недипломатично.
Еще большей туманности ситуации придает тот факт, что«…при личном контакте с журналистами медиа-проекта Элеоноры Гройсман «Киев еврейский» 18 октября министр соцполитики Украины Сергей Тигипко сказал, что он пока не в курсе подписанного министрами иностранных дел соглашения и добавил, что оно будет подписываться в будущем.»https://evreiskiy.co.il/pensionnoe-soglashenie-ukraina-11663.html
Возвращаясь к сути Соглашения, подчеркнем, что его вступление в силу неизбежно приведет к тому, что «независимые» суды Украины, ссылаясь на этот международный акт, очень быстро сформируют новую, выгодную власти, судебную практику – отказ в исках о назначении и взыскании пенсий репатриантов за периоды прошлых лет.
Дело в том, что в случае вступления Соглашения в законную силу, Решение КСУ от 2009 года теряет свою актуальность, и не будет иметь никаких правовых последствий для пенсионеров.
В этом случае правоотношения, связанные с пенсионерами, проживающими за границей, будут считаться урегулированными нормами международного договора, который по законодательству Украины имеет приоритетное значение над нормами внутреннего Украинского права.
Таким образом, граждане-пенсионеры, проживающие в Израиле, которые до вступления в силу заключенного Соглашения, опираясь на решение КСУ, хоть и с определенными усилиями, но всё же имели возможность и восстанавливали нарушенное право на пенсии, будут лишены своего конституционного права.
Как уже говорилось выше, Соглашение предполагает моментом возникновения права на выплаты пенсий — момент вступления его в законную силу.
К сожалению, Соглашение не дает нашим пенсионерам никаких других ощутимых льгот или прав, ради которых им стоило бы соглашаться на отсрочку своего права на пенсию до момента, когда этот акт вступит в законную силу!
Следует разобраться, на какие отрасли социального страхования распространяется Соглашение в украинском и израильском праве.
В соответствии с п. 2 (1)(а)(б) Соглашения его положения распространяются на все отрасли, оговоренные в законодательстве Украины по поводу обязательного пенсионного обеспечения, такие, как пенсии, пособия по инвалидности, по потери кормильца и по инвалидности по труду.
В израильском сегменте Соглашение распространяется на положения Закона «О социальном страховании» (Битуах Леуми) по поводу получения пособия по старости, по потере кормильца, по общей инвалидности и пособиям пострадавшим по труду.
Важно подчеркнуть, что в соответствии с п.2 (2) Соглашение будет действовать на все нормативные акты, принятые во исполнение, дополнение и изменения законодательств стран участниц указанного в п. 2(1)(а)(б) Соглашения, а также на его исправления и дополнения, за исключением ситуации включения в законодательство дополнительных групп, имеющих право на получение пенсий.
В соответствии с п. 2(1)(г) Соглашение не распространяется на пенсии и пособия, назначаемые в соответствии с другим специальным законодательством в каждой из договаривающихся стран, например, пенсий военнослужащим или чернобыльцам.
В п.4 Соглашения договаривающиеся стороны декларируют о том, что на территории каждой из стран граждане другой страны, беженцы и лица без гражданства, их члены семей и иждивенцы будут пользоваться теми же правами, что и граждане этой страны.
Но это уж совсем не актуально для наших пенсионеров, которые обладают двумя паспортами, а соответственно являются гражданами и Украины и Израиля.
Это так же не имеет никакого значения для тех пенсионеров, которые выехали из Украины до 1991 года и не имеют украинского гражданства, так как этот пункт, об уравнивании в правах предполагает нахождение этого пенсионера на территории Украины, а в этом случае он и без Соглашения обладал всеми правами на получение пенсии, как и гражданин Украины!
Может быть эта декларация работает в другую сторону?
Тоже нет.
Пусть попробует пенсионер из Украины, если он не имеет права на проживание в Израиле, приехать и жить в Израиле. Ну, а если этот пенсионер имеет право на постоянное проживание в Израиле – он и так будет обладать всем набором прав, установленных в Законе о Национальном страховании, положенных гражданам Израиля.
Сторонники заключенного Соглашения ссылаются на то, что, якобы, главным положительным аспектом Соглашения является принцип зачета сроков страхования в одной стране для получения пенсий и пособий в другой, установленный в п. 12(1)-для пособий по старости и по потере кормильца, в соответствии с Израильским законодательством, и в п.14(1)-для пенсий, в соответствии с законодательством Украины.
К сожалению, постатейный анализ Соглашения приводит к однозначному выводу, что этот принцип, и то, каким образом расписано его применение в Соглашении, фактически не работает,и уж точно — ничего не дает нашим пенсионерам.
В Израиле пособие по старости положено лицам имеющим постоянное место жительства в Израиле, которые достигли установленного в законе возраста и которые были застрахованы в Битуах Леуми и за них платились взносы в течении определенного в законе периода.
Не вдаваясь в глубокий анализ норм Закона «О Битуах Леуми», можно сказать, что те группы пенсионеров, которые из-за недостаточного периода их страхования в Израиле не соответствуют критериям для получения пособия по старости, имеют право на получение специального пособия по старости, которое выплачивается пенсионерам по договору между Битуах Леуми и министерством финансов, размер которого не отличается от обычного пособия по старости.
Таким образом, зачет Украинского стажа в период страхования в Израиле не имеет существенного значения, пенсионер, даже не добравший стаж, все равно сегодня получает специальное пособие по старости.
Соглашение может только ухудшить положение тех пенсионеров, которые сейчас получают специальное пособие по старости, так как предполагает назначение обычного пособия, но в пропорционально уменьшенном размере, в зависимости от срока, который будет «добран» из периода нахождения человека в Украине (см. п. 12(2)(б) Соглашения).
Тот же принцип сохранен в п.15 (2) Соглашении и по поводу пенсий из Украины. Размер украинской пенсии будет уменьшен пропорционально тому сроку, который будет «добран» из периода нахождения пенсионера в Израиле.
Не трудно себе представить, что количество пенсионеров, которые выехали из Украины после августа 1991 года, и которые уже достигли уже 60 летнего возраста, но не заработали 15-ний стаж в Украине – чрезвычайно мало.
Более того, ежегодное увеличение количества таких пенсионеров будет компенсироваться суммарным уменьшением общей суммы выплачиваемых им пенсий, которые в соответствии Соглашением будут уменьшаться пропорционально увеличению в стаже доли «добранного» израильского стажа.
В любом случае это «достижение» для такой незначительной группы пенсионеров, не выработавших пенсионный стаж в Украине, ни в коем случае не компенсирует потери всей группы израильских пенсионеров, заработавших свои пенсии в этой стране.
В чем же смысл этого Соглашения, если наших пенсионеров заставляют отказаться от их прав на получение пенсии, не давая, практически, ничего взамен?!
Цель Украины — максимально отсрочить выплаты пенсий и начинать их выплачивать только с момента вступления Соглашения в законную силу.
Экономический эффект для Украины огромен – тысячи пенсионеров лишаются права на выплаты пенсий, начиная с 2009 года и до момента вступления Соглашения в законную силу, которое произойдет неизвестно когда.
Что касается Израиля, то и здесь в выигрыше только государство и вот почему:
П.6 Соглашения устанавливает, что пострадавший, работающий в одной из договаривающихся стран, будет иметь права исключительно в соответствии с законодательством той страны, в которой работал, без учета факта его постоянного проживания. Работающий в двух странах будет иметь права в соответствии с законодательством страны постоянного проживания.Эта норма почти не влияет на большинство пенсионеров, так как они не работают, а если и работают, то уж наверняка не в Украине. Но эта норма исключает из социальной защиты Израиля граждан, которые уехали работать в Украину.
В случае, если они пострадают в Украине, то будут иметь права только на социальную защиту в соответствии с законодательством Украины. Учитывая явный перекос в объемах социальной защиты в Израиле и в Украине, последствия данной нормы понятны.
Пункт 6 Соглашения, как и п. 7, о котором речь пойдет далее, призван изменить существующий порядок выплат пенсий.
До вступления в силу Соглашения работник, пострадавший на производстве, имел право и получал следующие пенсии: в стране, где пострадал — пенсию по инвалидности, а в стране постоянного проживания – пособие по общей инвалидности.
П. 6 Соглашения прекращает эту ситуацию, привязывая право пострадавшего на пенсию к одной конкретной стране: или к стране, в которой работал, или в которой имел постоянное место жительства.
Что касается п.7 Соглашения, то он в основном актуален для иностранных рабочих, которые по Соглашению смогут получать израильскую пенсию по инвалидности на производстве, при условии, если проработают в Израиле более 4-х лет. Ранее право иностранцев, пострадавших на производстве, на пенсию из Израиля не обуславливалось сроками.
Выигравшей стороной от такого соглашения является Битуах Леуми, которое теперь сможет ограничить круг лиц имеющих право на израильские пенсии и пособия.
Та же цель прослеживается и в пункте 11 Соглашения. В соответствии с этим пунктом права получать израильские пособия будут лишены все лица, постоянно проживающие в Украине, срок страхования которых в Битуах Леуми не превышал 12 месяцев.
В моей практике был случай, когда иностранный работник в первый день работы в Израиле попал под трактор, который буквально раздавил его. Пострадавший месяц пролежал в реанимации и был отправлен в Украину глубоким инвалидом. Он пока еще получает пенсию по инвалидности по труду из Израиля. К сожалению, в соответствии с новым Соглашением такая категория пенсионеров, за которую платили взносы в Битуах Леуми менее 12 месяцев, больше получать израильские пенсии не смогут.
Из всего выше сказанного следует сделать вывод:
стороны Соглашения – Украина и Израиль, руководствовались какими угодно интересами, только не интересами своих граждан, и уж точно — не интересами наших пенсионеров.
Я надеюсь, гражданское общество понимает, что провозглашенные Конституцией Украины неотчуждаемые и нерушимые права человека и гражданина (ст. 21), в том числе и на социальную защиту, и на обеспечение в старости (ст. 46), как и Конституционные права на собственность и на уважение прав личности, провозглашенные в Основном законе Израиля «Об уважении человека и его свободах», не могут существовать с временными перерывами.
Такие провалы лежат в плоскости нарушения конституционных прав граждан, даже если допускаются на государственном и межгосударственном уровне.
В связи с этим Соглашение должно быть отменено в судебном порядке.
Рассчитывать на то, что это произойдет само собой – не реально.
Гражданскому сообществу пенсионеров следует объединиться и подать иск немедленно.
Вступление Соглашения в законную силу ведет к потере законных прав и денег наших пенсионеров, которые имеют право на получение пенсий из Украины!