Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ В Украине популяризируют литературу, передергивающую основы иудаизма и искажающую историю Холокоста
В Украине популяризируют литературу, передергивающую основы иудаизма и искажающую историю Холокоста
Элеонора Гройсман,
Главный редактор медиа-проекта «Киев еврейский»,
Президент Украинского независимого совета еврейских женщин
В Украине официально презентуются научные книги сомнительного содержания.
На серьезном официальном сайте «Религия в Украине» размещена рецензия на вышедшую в издании ЭКСМО книгу профессора кембриджского университета Николаса де Ланжа «Иудаизм — древнейшая мировая религия».
Во вступлении рецензии «Интерес к иудаизму: украинский контекст» Анатолий Денисенко сообщает о необычайной актуальности темы иудаизма в сегодняшней Украине. И о том, как труд де Ланжа всестороннее раскрывает эту тему.
«Этот труд является наиболее взвешенным охватом всех направлений иудаизма, где представлен уникальный обзор современных иудейских представлений о Боге. Ввиду того, что тема иудаизма является довольно актуальной в украинском обществе, русский перевод этого краткого введения в одну из самых древних религий мира появился как нельзя вовремя».
Перечислив мероприятия, связанные с евреями и паломничества хасидов к святым местам, автор рецензии продолжает: « Тема иудаизма/еврейства более чем актуальна сегодня в Украине. Так сложилось, что отношение к Израилю для многих сегодня является своего рода тестом на верность Богу, а отношение к евреям — проверкой на антисемитизм. Подобная тенденция может быть преломлена книгой де Ланжа…»
Далее следуют претензии к иудаизму и построению государства Израиль.
«Претензии к древнееврейской религии лежат как в политическом измерении иудаизма, так и в той идеологии, на основании которой построено государство Израиль. «Уже сейчас есть очень заметное неравенство между разными категориями граждан, недопустимое для секулярного демократического государства. Наличие двух разных определений еврейства (государственное и раввинское) приводит к большим осложнениям для многих граждан» (с. 291)».
«Анализируя современное израильское общество, автор приходит к выводу, что «голосу Израиля не хватает нравственной убедительности, пока в этой стране существуют такие формы неравенства и несправедливости, какие приезжие не допустили бы в своих собственных странах» (с. 293).
В размышлениях о трагедии Холокоста, автор пытается объяснить Катастрофу еврейского народа грехами самого еврейского народа.
«Размышляя о Шоа (Катастрофе европейского еврейства) в контексте главы «Бог и еврейский народ» (с. 213-252), автор задается извечным вопросом: «почему всемогущий Бог, Творец и Промыслитель, Источник благости и любви посылает или попускает столь серьезное зло?» В свете все еще живой памяти о Холокосте этот вопрос звучит слишком опасно, но Ланж все же задает его и пытается ответить: «Библия хорошо знакома с этим вопросом и дает один последовательный ответ: Бог не только всеблаг, долготерпелив и многомилостив, но и карает всякое зло. Он даже утопил все человечество (за исключением нескольких человек) во время потопа в наказание за грех, поразивший общество». Автор ссылается на некоторых современных традиционных иудейских мыслителей, которые «попытались применить эту логику и к Холокосту». Ланж констатирует, что подобные попытки были безуспешными. «Казалось бы, все читали рассказ о Ное и потопе. И все-таки применить эти мерки к Холокосту современное сознание отказывается: неужели полтора миллиона младенцев и маленьких детей погибли жестокой смертью за свои грехи или за грехи родителей?». Одно остается ясным, даже самые ортодоксальные представители иудаизма предпочитают говорить: «Бог послал Гитлера, как в свое время Навуходоносора, чтобы разрушить Иерусалим», не говоря при этом, что жертвы Холокоста сами виноваты (с. 449). Однако, как свидетельствует сам автор: «Теология Холокоста пока находится в тупике» (с. 302).
Автор также предостерегает о того, чтобы называть человека «антисемитом», так как это наносит ему серьезное оскорбление.
«Как ни странно, но всякий осмелившийся, подобно пророкам Ветхого Завета, высказать какую-то критику относительно государства Израиля, сразу же списывается в ряды антисемитов. Николас де Ланж предостерегает от таких поспешных выводов, ссылаясь на то, что «во многих социальных кругах назвать кого-то антисемитом значит нанести серьезное оскорбление» (с. 287).
«Заслугой» автора, по мнению рецензента, является о, что он убедительно доказывает, что Израиль не может выступать от имени всех евреев.
«Заслугой автора является то, что как бы некоторые сегодня не пытались красиво преподнести идею цельности иудаизма, он честно показывает, что в иудаизме нет единства (с. 274). Евреи, согласно автору, «отличаются друг от друга по этническому и географическому происхождению, религиозной деноминации и социальному классу» (с. 77). Именно поэтому возникает существенный вопрос относительно того, репрезентирует ли сегодня государство Израиль мнение всех евреев мира, если «более половины евреев мира живет в англоязычных странах» (с. 32)?»
Итак, книга, которая позиционируется как взвешенный и всесторонний анализ иудаизма, и предлагается украинскому читателю как научная литература по иудаизму, на деле передергивает факты Холокоста, критикует и дискредитирует сионизм и политику Израиля.
Шокирует обложка «всеобъемлющей книги об иудаизме», на которую вынесена фотография останков человеческих тел – жертв Холокоста.