Адвокат Вадим Меламед,
юридический офис и нотариус (Израиль-Украина)
Вопрос назначения или возобновления выплаты пенсии в Украине гражданам бывшего СССР и гражданам Украины, в разный период времени выехавшим за ее пределы, избрав местом постоянного проживания другую страну, остается чрезвычайно актуальным.
Конституция Украины провозглашает равенство всех ее граждан и гарантирует социальную защиту, включая право на обеспечение в старости (право на пенсию), независимо от места проживания лица и заключения (или не заключения) Украиной международного договора с соответствующим государством.
Тем не менее, многие граждане, честно заработавшие в Украине право на пенсионное обеспечение, столкнулись с циничной ситуацией сужения и ограничения этого конституционного права. Так, при переезде указанных пенсионеров на постоянное проживание за границу, органами социального обеспечения (пенсионными органами) Украины выплачивалась пенсия за 6 месяцев вперед, после чего ее выплаты были прекращены на основании действовавших в тот период законов СССР или Украины о пенсионном обеспечении. Лицам, выехавшим до достижения пенсионного возраста и/или до ее назначения – пенсия не назначалась вовсе.
В настоящее время, решением Конституционного Суда Украины были признаны неконституционными и утратили силу положения ст. 51 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно прекращения выплаты пенсии пенсионерам, проживающим в иностранном государстве, с которым Украина не заключила международный договор, регулирующий вопросы выплаты пенсий. Суд также указал на недопустимость сужения прав пенсионеров — граждан Украины по признаку проживания.
Анализ споров по вопросам назначения или восстановления рассматриваемых в настоящей статье пенсий свидетельствует о том, что в разных случаях, в зависимости от предмета и объема исковых требований, судами выясняются такие обстоятельства, как например: период выезда истца на ПМЖ за границу, наличие или отсутствие назначения и выплаты пенсий до момента выезда, правовая связь истца с государством Украина (гражданство Украины, наличие документов, подтверждающих гражданство), процедура обращения истца к пенсионным органам за выплатой пенсии и т.д.
Таким образом, процедуры определения надлежащего ответчика, подготовки искового заявления и доказательной базы по делу, а также квалифицированное поддержание интересов истца в суде требует юридической поддержки и знания специфики данной категории споров.
В реестре судебных решений нет однозначной судебной практики – суды принимают как положительные, так и отрицательные решения по одинаковым обстоятельствам спора. Судебная практика по вопросам пенсий еще не обобщена Пленумом Верховного суда Украины. Однако о положительной тенденции в практике рассмотрения судами Украины данной категории споров свидетельствуют судебные решения, ссылки на которые приведены далее.
Для удобства анализа судебных прецедентов с положительным исходом дела, сделано условное разделение истцов на 3 категории в зависимости от назначения или не назначения пенсии до подачи иска, а также момента выезда на ПМЖ за границу.
Категория № 1. Лица, получавшие пенсию в Украине и выехавшие на ПМЖ за границу после провозглашения независимости (24.08.1991г.).
Следует отметить, что по Закону «О гражданстве в Украине» все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины, являются ее гражданами с 24.08.1991г.
Иногда встречаются сложности с надлежащим подтверждением такого статуса (например, если загранпаспорт гражданина утерян или просрочен), что обуславливает необходимость решения и этой проблемы.
Тем не менее, граждане Украины имеют право на пенсию независимо от места их проживания.
Судебная практика:
— определением Высшего административного суда Украины от 09.11.2011г. по делу № К9991/51498/11 оставлены в силе судебные решения первой и апелляционной инстанции о понуждении территориального подразделения Пенсионного фонда возобновить выплату пенсии с 12.11.2009г. (https://reyestr.court.gov.ua/Review/22507406);
— определением Высшего административного суда Украины от 07.06.2012г. по делу № К9991/62240/11 оставлено в силе судебные решения апелляционной инстанции о понуждении территориального направления ПФ возобновить начисление и выплату пенсии по возрасту с 07.10.2009г. (https://reyestr.court.gov.ua/Review/24871452);
— постановлением Святошинского районного суда г. Киева от 19.06.2012г. по делу № 2608/410/12 удовлетворены исковые требования истицы в части признания противоправным отказа территориального управления ПФУ в возобновлении выплаты пенсии, а также понуждении ответчика к возобновлению выплаты пенсии с момента обращения (https://reyestr.court.gov.ua/Review/25100329);
— постановлением Краснозаводского районного cуда г. Харькова от 19.06.2012г. по делу № 2-а/2035/323/2012 удовлетворен иск о признании противоправным отказа территориального управления ПФУ в возобновлении выплаты пенсии, а также о принуждении ответчика к возобновлению выплаты пенсии с момента обращения (https://reyestr.court.gov.ua/Review/25112150)
— определением Львовского апелляционного административного суда от 03.05.2012г. по делу № 70071/12/9104 оставлено в силе постановление суда первой инстанции о возобновлении выплаты пенсий (https://reyestr.court.gov.ua/Review/23879269).
Категория № 2. Лица, не получавшие пенсию в Украине и выехавшие на ПМЖ за границу после провозглашения независимости (24.08.1991г.).
Требованиями данной категории лиц в суде является не возобновление выплаты пенсии, а ее назначение и выплата, поскольку весь трудовой стаж, согласно которого начисляется пенсия, состоит из работы на предприятиях Украины.
Судебная практика в данном вопросе достаточно положительна. Пенсионеры добиваются назначения и выплаты заработанной ими пенсии.
Судебная практика:
– постановлением Орджоникидзевского районного суда г. Харькова от 03.05.2012г. по делу № 2029/110/2012 (н/п 2-а/2029/166/2012) удовлетворены исковые требования о понуждении территориального управления ПФУ назначить и выплачивать пенсию по возрасту, начиная с момента обращения лица за пенсией (https://reyestr.court.gov.ua/Review/24317775).
постановлением Тульчинского районного суда г.Тульчин от 24.05.2012г. по делу № 226/1530/12 удовлетворены исковые требования о признании неправомерными действия ПФУ, суд обязал ПФУ назначить и выплачивать пенсию с момента обращения. (https://www.reyestr.court.gov.ua/Review/24479568).
Постановлением Малиновского районного суда г.Одессы от 28.03.2011г. по делу № 1519/2а-1604/11 удовлетворены исковые требования о признании неправомерным отказ ПФУ в назначении пенсии. (https://www.reyestr.court.gov.ua/Review/14604855).
Постановлением Ленинского районного суда г.Луганска от 16.12.2011 г. по делу № 2а-5711/11 удовлетворены исковые требования о признании неправомерным бездеятельность ПФУ и понуждении к совершению определенных действий (https://www.reyestr.court.gov.ua/Review/21266733).
Категория № 3. Лица, получавшие или не получавшие пенсии в Украине и выехавшие на ПМЖ за границу до дня провозглашения независимости (24.08.1991г.) – иностранные граждане и лица без гражданства.
По законодательству Украины, такие лица не приобрели статуса граждан Украины, соответственно являются иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Прекращение выплаты пенсии гражданам, которым она была назначена в бывшем СССР и которые выехали на ПМЖ за границу до 24.08.1991г., осуществлялось на основании действовавшего на тот период законодательства — ст. 117 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» от 15.05.1990г. № 1480-I.
В современной Украине законы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, устанавливают, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, имеют право на пенсию наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных законодательством или международными соглашениями.
Таким образом, условием назначения и выплаты пенсий в Украине для рассматриваемой категории лиц является их проживание на территории Украины.
Факт проживания может быть подтвержден соответствующей регистрацией места проживания иностранного гражданина или лица без гражданства.
Законным основанием пребывания на территории Украины для иностранцев и лиц без гражданства является регистрация на территории Украины паспортного документа или наличие удостоверения на постоянное или временное проживание в Украине.
Так, в соответствие с действующим Порядком лицо, обращающееся за пенсией, обязано предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий это лицо, место его проживания (регистрации) и возраст). При этом документом, удостоверяющим место проживания лица, считаются: паспорт или справка уполномоченных органов с места проживания (регистрации), в т.ч. органов местного самоуправления.
В то же время имеют место прецеденты, когда суд, даже не вникая в вопросы гражданского статуса истца, удовлетворял исковые требования пенсионеров о назначении и выплате пенсий:
Судебная практика:
— постановлением Печерского районного суда г. Киева от 27.04.2012г. по делу № 2-а-2372/11 удовлетворены исковые требования пенсионерки (выехавшей из Украины на ПМЖ за границей в 1990г.) о понуждении территориального пенсионного органа к назначению и выплатам пенсии с момента обращения (https://reyestr.court.gov.ua/Review/23823034).
Подводя итог вышесказанному, можно сделать однозначный вывод о положительной тенденции в вопросе восстановления нарушенного конституционного права и перспективности его судебной защиты для первых двух категорий пенсионеров.
Исковые требования первой категории пенсионеров должны включать требования о возмещении ущерба за неполученную пенсию – ретроактивно с момента прекращения ее выплаты и до момента обращения в Пенсионный фонд и о немедленном возобновлении выплаты пенсии с момента обращения. Тогда как вторая группа пенсионеров имеет право претендовать на компенсацию и назначение пенсии только с момента обращения в пенсионный фонд и за один год ретроактивно до обращения.
Для третьей категории пенсионеров, с нашей точки зрения, вместо судебного решения вопроса, следует выбрать путь легализации и регистрации в Украине, с дальнейшим обращением в пенсионный фонд по месту регистрации. Несмотря на то, что многие этапы для регистрации можно заранее подготовить и сделать с помощью представителя по доверенности, лично не находясь в Украине, основной этап регистрации все-таки связан с приездом пенсионера в Украину. И даже если необходимый период нахождения пенсионера в Украине можно попытаться сделать очень ограниченным во времени – это существенно осложняет и удорожает процесс получения пенсии.
Последнее время активно обсуждается вопрос о заключении межправительственного договора о выплате пенсий между Украиной и Израилем. Именно для третьей группы пенсионеров проблему мог бы решить межправительственный договор о выплате пенсий. Но, к сожалению, насколько мне известно из прессы, проект межправительственного договора как раз и не касается последней группы пенсионеров.
Что касается первых двух групп, то учитывая обострение экономического кризиса в Израиле, у меня есть большие опасения, что Министерство Национального Страхования (Битуах Леуми), которое, кстати, и ведет сегодня переговоры с Украиной от имени Израиля, попытается учесть выплаты Украинской пенсии для назначения пособий и пенсий в Израиле, обманув таким образом надежды многих пенсионеров на пусть и не значительное, но все-таки – улучшение своего материального положения за счет пенсий из Украины. Поэтому, с моей точки зрения, наиболее реальным решением проблем первых двух групп пенсионеров остается ведение судебных процессов в Украине.
И последнее – для того, чтобы межправительственный договор не стал для многих пенсионеров неприятным сюрпризом, я считаю, что пенсионерам всех групп и их общественным организациям следует немедленно объединиться в достижении общей цели — обеспечить себе возможность юридической защиты своих интересов и достойного представительства в процессе переговоров между Украиной и Израилем.