Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Владислав Кац. Ее звали Сара
Владислав Кац. Ее звали Сара
Владислав Кац, Нетания
«О героине без Золотой Звезды» — так Гарри Фельдман озаглавил свой материал. Речь в нём шла о бывшей студентке Киевского медицинского института Ольге Локшиной.
В беседе с автором публикации житель Нетании доктор медицинских наук Валентин Гаммал рассказал, в частности, что медицинская сестра Ольга Локшина, участница форсирования Днепра, «вместе с десантом высадилась на вражеском берегу. В ходе ожесточённых военных действий на захваченном плацдарме она под шквальным огнём противника не только оказывала неотложную помощь раненым, но и на подручных плавсредствах лично переправляла их на свой берег, после чего под непрерывным огнём противника снова отправлялась через могучую реку в самое пекло боя для спасения очередной группы раненых». В итоге Ольге Локшиной удалось спасти более двадцати раненых бойцов и командиров, за что командование части представило её к присвоению звания Герой Советского Союза.
О дальнейшей судьбе отважной медсестры известно, что она была награждена орденом Ленина. После демобилизации из армии Локшина продолжила учёбу уже в Крымском мединституте, затем работала врачом-рентгенологом на Украине.
О послевоенной жизни Локшиной известно крайне мало, почти ничего. Другое дело её фронтовая биография. Но и здесь следует внести некоторые уточнения и коррективы.
Звали Локшину Сара, Сара Моисеевна. Имя в прошлом веке было весьма распространённым у евреев, христиан и мусульман.
Итак, киевская комсомолка Сара Локшина, 1922 года рождения, в первые дни войны ушла на фронт. Добровольцем. И сходу попала действующую армию.
Для обороны Днепропетровска и прикрытия подступов к Донбассу по решению Ставки в спешном порядке формировались несколько соединений.
Недавнюю студентку медицинского института Сару Локшину направили санинструктором в одну из рот 968-го стрелкового полка 255-й стрелковой дивизии, которая только что закончила формирование и пока ещё не была полностью вооружена. Но командир дивизии уже имел на руках приказ, немедленно отправить один полк в район станции Баглай для поддержки наших танкистов, с трудом противостоящих напору передовых частей противника.
Выполнение задачи командир дивизии возложил на 968-й стрелковый полк- он первым в дивизии получил боевую технику, снятую с эшелонов.
Там, у станции Баглай, и получила своё первое боевое крещение Сара Локшина вместе с большинством своих молодых однополчан. Продолжалось это крещение с 14 по 22 августа. Всё это время полк, возглавляемый майором В. Г. Врубелем и комиссаром полка батальонным комиссаром А. В. Столяровым, без передышки вёл бои в окружении, после чего ещё двое суток удерживал позиции западнее Днепропетровска. Медицинский персонал полка оказался в ситуации, когда раненых бойцов эвакуировать в тыл возможности не было. Приходилось на месте оказывать первую помощь, и лечить, и выполнять весь дальнейший уход за ранеными.
Из текстов наградных листов можно получить представление о том как и в какой обстановке воевал 968-го стрелкового полка( приводится в сокращении):
«Семёнов Дмитрий Николаевич, старший лейтенант, командир 1-го батальона 968 СП 255 СД, 1910 г.р., в РККА с 1932 г., участник войны с белофиннами, награжден орденом Красного Знамени в 1940 г.
Тов. Семенов, командуя батальоном, в бой вступил 19 августа. Упорно удерживал занимаемый район. 20.08 с батальоном перешел в наступление, и совместно с 4-й и 6-й ротой атаковал позиции противника, захватив вост. окр. аэродрома ст. Баглей.
С утра 20.08 и до 21.08 тов. Семёнов совместно с командиром 2-го батальона тов. Смирновым до 5 раз переходил в атаку на укрепившегося на аэродроме противника, откуда был встречен сильным ружейно-пулеметным, артиллерийским и минометным огнем. В 20.00 батальон тов. Семенова был аткован 53-мя танками противника и до 2- батальонов пехоты противника…»
«Карнаух Григорий Михайлович. Политрук, врид. нач. штаба 968
стрелкового полка 255-й стрелковой дивизии 1914 г. р., еврей, чл. ВКП(б), в РККА с 22.06.1941 года, Ворошиловский РВК, Украинская ССР, г. Одесса. Участвовал в боях под ст. Баглей, Карнауховка, ст. Сухачевка, Днепропетровск.
Тов. Карнаух по время боя 21 августа под ст. Баглей возглавлял роту ПВО. Имея на вооружении два станковых пулемета, отразил атаку немцев силою до батальона с 17 танками. После чего он получил задание от командира полка во что бы то ни стало прорваться через танковую цепь противника (в количестве 43 танков), связаться с командиром 8-й танковой дивизии, доложить об обстановке и просить танковой помощи.
Тов. Карнаух на 1,5-тонной грузовой автомашине проскочил через танковый строй и связался с командиром 8-й танковой дивизии. После чего прорвался обратно и доложил о выполнении боевого задания. Машина на которой ездил тов. Карнаух была совершенно без кузова и кабины — все было снесено артснарядом противника.
23 августа тов. Карнаух, находясь в обороне г. Днепродзержинск совместно с 26 кавдивизией, вел уличные бои из броневичка, который он подобрал среди улицы и экипаж которого был весь убит. На этом броневичке тов. Карнаух прорвался в тыл противнику сделал там большую панику и освободил 50 человек пленных Приказом № 1/Н ВС Южного фронта от 5.11.1941 г. награжден орденом Красного Знамени».
И всё же, части, оборонявшие Днепропетровск, оказались не в состоянии далее сдерживать напор наступавших немецких войск.
24 августа командующий армией генерал Н.Е.Чибисов приказал войскам как можно скорее отходить на левый берег Днепра.
Последними уходили сапёры. Под сильным артиллерийским обстрелом противника они заминировала мост через Днепр, после чего, как только получили приказ, взорвали его. Руководил группой сапёров сержант Рябин Иосиф Исаакович из 11-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона.
В тексте Приказа №1/Н Военного Совета Южного фронта от 5 ноября 1941 года можно обнаружить также имя санинструктора роты 968 СП 255 СД Локшиной Сары Моисеевны. Она была награждена орденом Ленина.
Выяснить подробности подвига, за который Локшина получила высшую награду СССР, поначалу не удавалось.
Командир дивизии И.Замерцев в своих воспоминаниях вспомнил о ней лишь однажды: «В другом отряде при отражении атаки фашистских танков политрук роты Н. А. Найденов с группой бойцов поджег один из них, а другие были остановлены гранатами. В этом бою он был тяжело ранен. Из-под немецкого танка его вытащила медсестра Сара Локшина и вброд перенесла через реку к медпункту, где он умер».
Получить копии с подлинников наградных документов на Локшину Сару
Моисеевну удалось благодаря помощи со стороны участников Форума Поисковых Движений Ржевцева Ю.П, Трухачёва Б.П. и Корощенко В. Они также установили, что Локшна, наряду с орденом Ленина, была награждена медалью «За Отвагу» и орденом «Красной Звезды».
Для участия в очередной боевой операции формировались два отряда. В числе первых добровольцев записались санинструктор Локшина С.М. и младшая медсестра Дудина А.К.
Отрядам предстояло в полночь 8 сентября на лодках и плотах переправиться через реку Самара и завязать бой с немецкими войсками на окраине Нижнеднепровска.
Первому отряду удалось выполнить задачу. Второй – задержался на переправе.
Немцы обнаружили приближение отрядов к берегу и открыли огонь. Появились первые раненые. Локшина и Дудина принялись оказывать им помощь, затем грузить на лодки, чтобы эвакуировать их назад через реку.
В ночь с 8 на 9 сентября переправу на левый берег реки перенесли в другой район. На первой лодке находились политрук Найдёнов, санинструктор Локшина и трое бойцов. Как только переправился первый взвод, Найдёнов и Локшина, не дожидаясь прибытия остальных, повели бойцов в наступление. Их неожиданное появление застало немцев врасплох. Атака оказалась настолько стремительной, что вскоре немцы бежали, оставив три укреплённых блиндажа.
«Локшина принимала непосредственное участие, метая гранаты, расстреливая фашистов из винтовки, одновременно оказывала помощь раненным и эвакуировала их в тыл» ( из текста Наградного листа).
Далее случилось то, о чём командир дивизии в своих мемуарах почему-то умолчал.
Почти одновременно с гибелью политрука Найдёнова получил контузию командир роты. Понимая, что любое промедление будет работать на неприятеля, в контратаку роту повела санинструктор Локшина.
Едва бойцы начали осваиваться на оставленных врагом позициях, раздался треск пулемётных очередей. Огонь вели, как минимум пять станковых пулемётов. Люди прижались к земле. По звуку Локшина определила, что стреляют Максимы. Скорее всего, открыло огонь соседнее подразделение, не ведая, что немцы уже покинули рубеж. Что делать?
Едва стихли первые очереди Сара поднялась на бруствер окопа и, сняв пилотку, принялась размахивать ею, пронзительно крича, что здесь свои…
Позже, при оформлении Наградного листа на С.М.Локшину, в графе «Имеет ли ранения и контузии» будет записано: «имела пулевое ранение (сквозное)».
Тех, кто могли поведать о трагедии 1941 года, давно уж нет.
Подлинная история боёв 255-й стрелковой дивизии летом и осенью 1941 года, так и не была написана.
В Донесении штаба 6-й армии штабу Южного фронта от 9 сентября 1941 года содержались неутешительные новости. «В результате упорных боёв нашим войска удалось продвинуться на 400-500 метров… Каждый день наступательного боя обходится нам в 1.5 тыс. и более потерь».
В Интернете мне удалось обнаружить копию некогда секретного документа, отправленного в Генеральный Штаб РККА из 255-ой стрелковой дивизии 9 ноября 1941 года. Из текста документа следовало, что за один месяц, в течение августа- сентября 1941 года, дивизия безвозвратно потеряла 2270 военнослужащих младшего и рядового состава. В числе ответственных лиц, подписавших документ, указан начальник штаба дивизии полковник А.К.Вишневский. Через три месяца и его не стало. После войны останки полковника были обнаружены в братском захоронении у села Запаро-Марьевка Александровского р-на Донецкой области.
Сара Локшина воевала до Победы. Орден Ленина на гимнастёрке Локшиной обязывал её ни при каких условиях не терять присутствия духа. Не только в начале войны, но и на заключительном её этапе среди фронтовиков кавалеры ордена Ленина встречались крайне редко. В иерархии советских наград орден Ленина занимал высшую ступень. Солдат и сержантов награждали им в исключительных случаях, чаще всего посмертно. О воинах, получивших орден Ленина, знали все. В газетах помещали их фотоснимки и биографические сведения. Скорее всего и Локшина не была забыта в сорок первом. Вспоминать о ней перестали позже, когда стал популярным лозунг «Никто не забыт Ничто не забыто!». Судите сами.
На протяжении всех послевоенных лет, в канун каждого очередного юбилея Победы, союзные, республиканские и областные книжные издательства готовили к выпуску сборники очерков о героях войны. Их издавали громадными тиражами. И газеты никогда не обходили вниманием солдатские судьбы. Поэтому трудно понять по какой причине оказалась в забвении Сара Моисеевна Локшина. Сведения о ней отсутствуют даже в специальных изданиях, посвящённых подвигам военных медиков.
И всё же, несмотря ни на что, остаётся надежда. С помощью неравнодушных людей, энтузиастов-исследователей истории Второй мировой войны, думаю, удастся собрать сведения о Саре Моисеевне, найти фотоснимки, на которых она запечатлена в разные годы жизни. И тогда можно будет передать все материалы о ней в музей, который планируется открыть в Нетании при Мемориале в честь победы Красной Армии над нацистской Германией, подробнее.