В обращении говорится: «Мы надеемся, что этот краткий обзор будет полезен в оказании влияния на глав государств и дипломатов государств-членов ООН для принятия решения о голосовании против или воздержаться в Генеральной Ассамблее ООН в третью неделю сентября. Мы были предупреждены, что большинство стран только формирует окончательное решение о том, как голосовать, в первые две недели сентября, и многие министерства иностранных дел будут медлить с решением до последней минуты.
Нашей целью является убедить государства-члены ООН в рамках Генеральной Ассамблеи — в частности, европейских членов — и 15 членов Совета Безопасности, выступать против или воздержаться от этой незаконной и опасной инициативы палестинского движения".
—
Кампания Международного Еврейского Конгресса (WJC)по минимизации поддержки ООН односторонней палестинской Декларации Независимости
Автор: Дан Дайкер
Генеральный Секретарь, Всемирный Еврейский Конгресс
Краткий обзор: исторический контекст
- Основной стратегической целью Палестинской национальной администрации является дальнейшая изоляция государства Израиль путем обеспечения поддержки Организации Объединенных Наций в признании провозглашенного в одностороннем порядке палестинского государства. Как минимум, не считая статуса государства, Палестинская национальная администрация намеревается повысить свой дипломатический статус на предстоящей Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2011 года, не отказываясь ни от каких основополагающих требований в отношении границ, беженцев, Иерусалима и поселений, что позволит Палестинской автономии (ПА) обращаться к различным органам ООН, таким как Международный Уголовный Суд (ICC) и Международный Суд (ICJ), пытаясь очернить Израиль и предъявить ему ложные обвинения.
- ПА может пытаться установить юрисдикцию по «нарушениям», имеющим место на территории Иудеи и Самарии в Международном Уголовном Суде или обратиться за консультативным заключением в Международный Суд относительно законности поселений. Палестинцы уже предпринимали такие меры в прошлом и не смогли достичь своих целей, но повышение их статуса в ООН будет способствовать тому, чтобы чаша весов склонилась в их пользу.
- Если эти незаконные и антагонистические односторонние меры, нарушающие подписанные и международно санкционированные соглашения между Администрацией палестинской автономии и правительством Израиля с 1993 года, все из которых основаны на Резолюции №242 Совета Безопасности ООН, найдут поддержку, это приведет к дальнейшей дестабилизации ближневосточного региона и подорвет основу мирного процесса, одновременно снижая репутацию ООН и ЕС в роли дипломатических посредников.
Несмотря на эту опасность, усилия Администрации палестинской автономии вызывают резонанс во многих столицах мира, включая некоторые европейские страны, путем создания ошибочного представления, что политические действия Израиля мешают продвижению к мирному урегулированию палестинско-израильского конфликта путем переговоров, несмотря на широкомасштабные предложения о достижении мирного урегулирования между сторонами со стороны шести правительств Израиля, которое привело бы к немилитаризированному независимому палестинскому образованию, мирно сосуществующему с Израилем, и признающему Израиль как государство еврейского народа.
Несмотря на правовые барьеры, политический курс для палестинцев:
Для того чтобы руководство Палестины могло подать законную апелляцию для правовой и дипломатической поддержки ООН, палестинцам следовало пройти четко определенный трехэтапный процесс, который прошли все 193 государства-члена ООН, включая Израиль:
- Провозгласить государство
- Обратиться в Совет безопасности ООН для получения поддержки
- В случае положительного решения Совет безопасности ООН даст рекомендацию Генеральной Ассамблее ООН о поддержке государства Палестина, которая будет принята при условии, что она получит 2/3 голосов присутствующих стран на Генеральной Ассамблее.
Руководство Палестины не выполнило требований этого процесса; таким образом, ООН не может обсуждать присвоения Палестине статуса государства. Однако, существует уникальная (suigeneris) политическая реальность, работающая в пользу палестинцев.
- Начиная с 2009 года, палестинское руководство публично призывало ООН признать Палестинское государство, несмотря на то, что Палестина не отвечает международным правовым нормам государственности и отказывается вести переговоры по разрешению своего почти 100-летнего конфликта с Израилем.
- Впервые палестинцы в одностороннем порядке объявили о создании государства в 1988 году, когда бывший лидер ООП Ясер Арафат сделал заявление в Алжире. Тогда Генеральная Ассамблея ООН поддержала последующую декларацию Палестины: 104 страны проголосовали «за», несмотря на оппозицию со стороны США и воздержавшие европейские страны. Знатоки права выражают общее согласие о том, что ООП не выполнила основных международных юридических требований к государственности, включая правительственный контроль постоянного населения на определенной территории и способность поддерживать международные отношения.
- По состоянию на август 2011 года палестинцы могут рассчитывать на поддержку примерно от 110 до 115 стран, которые представляют количественное но не качественное большинство. Это все таки напоминает ситуацию с ООП в 1988 году, когда они получили поддержку всего 104 стран на Генеральной Ассамблее без какого-либо качественного большинства которое бы включило европейские страны.
- Несмотря на режим Хамаса-Фатаха и тот факт, что догосударственная Администрация палестинской автономии не провозгласила государства формальным образом – условие независимости, международная политическая симпатия к палестинцам и политизированная поддержка Международного валютного фонда и Всемирного банка в отношении догосударственной финансовой инфраструктуры Палестины по-видимому создают несколько возможностей для палестинского руководства в сентябре:
- A. Совет безопасности ООН: Палестинцы могут представить резолюцию через Лигу арабских стран Совету Безопасности ООН о признании Палестинского государства в довоенных границах 4 июня 1967 года. Эта опция выглядит маловероятной ввиду сильного общественного противодействия Соединенных Штатов признанию ООН односторонне провозглашенного палестинского государства. США, будучи одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности, вероятнее всего наложит вето на любую просьбу палестинцев о признании государства, адресованную Совету Безопасности ООН.Однако все еще существует оценка, что ПА обратиться к Совету Безопасности, чтобы изолировать Соединенные Штаты.
- B. Резолюция «Единство в пользу мира»: Даже учитывая вероятность наложения вето США в Совете Безопасности ООН, палестинцы могут подать резолюцию в Совет безопасности в надежде, что хотя бы девять членов Совета Безопасности проголосуют «за»; в этом случае, при не менее, чем девяти голосах «за» против вето США, может быть приведен в действие специальный механизм резолюции «Единство в пользу мира»– мера, которая использовалась время от времени с 1950 года в случаях отсутствия единогласия, что направит вопрос в Генеральную Ассамблею, где понадобится большинство в 2/3 голосов.
- C. Большинство в 2/3 голосов, согласно резолюции «Единство в пользу мира» наделит Генеральную Ассамблею определенными рекомендательными полномочиями для государств, которые поддерживают государственность Палестины, что может привести к штрафным и изолирующим санкциям против Израиля, а также обращению Генеральной Ассамблеи к Совету Безопасности с требованием дополнительных акций. Вероятность такого развития события мала, так как единственными надежными вероятными сторонниками палестинцев в Совете Безопасности являются:
- Португалия 2. Нигерия 3. Бразилия 4. Южная Африка 5. Индия 6. Китай
- Члены Совета Безопасности, которые предположительно проголосуют против односторонней Декларации о независимости или воздержатся: США, Германия, Колумбия, Великобритания, Россия, Босния, Габон, Франция
- Страны с неизвестной позицией: Португалия
- Поддержка Генеральной Ассамблеи: Палестинцы через Лигу арабских стран могут выдвинуть резолюцию с предложением о признании палестинского государства, основанного на границах 1967 года, Генеральной Ассамблее ООН. Эта опция вероятна, так как палестинцам гарантирована поддержка большинства мусульманских и неприсоединившихся стран на Генеральной Ассамблее. Опасность поддержки Генеральной Ассамблеи ООН: Хотя поддержка Генеральной Ассамблеи ООН будет символической, лишь предоставит рекомендацию и не сможет изменить правовой действительности ни для Израиля, ни для палестинцев, опасностью для Израиля будет:
- Распространяемое средствами массовой информации политическое мнение, что палестинское государство было поддержано ООН. Негативные последствия потенциального заголовка «Поддержка Палестины с границами 1967 года и столицей в Иерусалиме» в «Нью Йорк Таймс» и сотнях других международных газет во всем мире будут весьма серьезными.
- Одобрение Генеральной Ассамблеей ООН односторонне провозглашенного палестинского государства может послужить толчком для выдвижения других сепаратистских требований, таких как отделение Чечни от России, Восточного Тимора от Индонезии, Косово от Сербии, Северного Кипра от Греции и Южной Сахары от Марокко.
- Повышение статуса палестинцев, даже без государственности, до «государство-наблюдатель, не являющееся членом ООН» позволит палестинскому руководству подать иски против Израиля как совершающего «преступления против человечности» в такие международные органы как Международный уголовный суд, Международный суд, Всемирная организация здравоохраненияи другие при Организации Объединенных Наций. Поддержка Генеральной Ассамблеи может вызвать также массовые демонстрации в оспариваемых регионах Иудеи и Самарии (Западный берег реки Иордан) и привести к ситуациям, когда палестинцы начнут физические нападения на израильские общины в Иудее, Самарии и Иерусалиме, ведущие к терроризму и насилию.
Кампания Всемирного Еврейского Конгресса:
Целью кампании Всемирного Еврейского Конгресса является добиться морального меньшинства и предотвратить численное большинство поддержки палестинцев на Генеральной Ассамблее. Это означает убеждение европейских государств проголосовать против резолюции (или по крайней мере воздержаться), что станет огромной победой для Израиля и мирового еврейства. Кампания ВЕК направлена на то, что резолюция Генеральной Ассамблеи ООН получит лишь количественное большинство, как было с ООП в 1988 году, что не имело большого значения.
Позиция Всемирного Еврейского Конгресса и послание членам еврейских общин во всем мире, правительствам, парламентам и средствам массовой информации.
- Всемирный Еврейский Конгресс подтверждает свою приверженность разрешению израильско-палестинского конфликта путем мира и переговоров, основанных на принципе «Еврейское государство для еврейского народа и палестинское государство для палестинского народа», когда оба народа станут жить во взаимном уважении, мире и безопасности.
- Начиная с 1993 года и мирного процесса в Осло, шесть израильских премьер-министров – Ицхак Рабин, Шимон Перес, Эхуд Барак, Эхуд Ольмерт и Биньямин Нетаньяху призывали к ведению прямых мирных переговоров с палестинским руководством, а премьер-министр Ариэль Шарон в одностороннем порядке отдал сектор Газа и четыре населенных пункта на Западном берегу реки Иордан ради мира. Начиная с 2009 года, палестинцы отказываются вести переговоры, веря в то, что они могут использовать международную общественность для оказания нажима и получения уступок от Израиля.
- Преждевременное одностороннее провозглашение палестинского государства не только отбросит назад и отрицательно повлияет на израильско-палестинский мирный процесс, но также подорвет единство Организации Объединенных Наций, международные соглашения и международное право.
- Всемирный Еврейский Конгресс верит, что односторонность нарушает и наносит непоправимый ущерб концепции договоров между нациями.
- Как заявил в своей речи в государственном департаменте США 19 мая 2011 президент США Барак Обама, справедливый и долгий мир возможен только посредством переговоров, которые включают обоюдные уступки. «Символические акции по изолированию Израиля в Организации Объединенных Наций в сентябре не создадут независимого государства», заявил президент, и эта позиция была затем вновь выражена в коммюнике Большой восьмерки 27 мая 2011 года.
- Похожая позиция занята также президентом Европарламента Ежи Бузеком. Во время совместной пресс-конференции с палестинским премьер-министром Салямом Файядом 15 июня 2011 года в Рамалле г-н Бузек заявил, что одностороннее признание палестинского государства было бы «опасным».
- Более того, похожие американская и европейская декларации, выражающие противодействие признанию ООН одностороннего провозглашения Палестинской государственности, призывая к прямым переговорам между сторонами, опираются на следующий ряд принципов и связанных с ними прецедентов в международном праве:
- Одностороннее провозглашение независимости подорвет все принятые международные рамки для мира на Ближнем Востоке, такие как резолюции Совета безопасности ООН №№ 242, 338 и 1850; Дорожную Карту мира; а также различные заявления Четверки, все из которых призывают к взаимно обсужденному и согласованному разрешению конфликта, отрицая односторонность. Как заявили в феврале 2011 года члены Четверки: «...односторонние действия любой из сторон не могут предрешить исход переговоров и не будут признаны международной общественностью».
- Это нарушит существующие двусторонние израильско-палестинские соглашения, особенно Временные соглашения в Осло 1995 года, которые все еще регулируют отношения между Администрацией палестинской автономии и Израилем и подчеркивают: «Ни одна из сторон не должна инициировать или предпринимать каких-либо шагов, которые изменят статус Западного берега реки Иордан и сектора Газы до исхода переговоров о постоянном статусе» (Пункт 31).
- В то время как израильско-палестинское временное соглашение в Осло было подписано Израилем и ООП, свидетелями его выступала Организация Объединенных Наций совместно с ЕС, Российской Федерацией, США (то есть, Четверка), а также Египет и Норвегия. Поэтому было бы крайне неуместно для таких свидетелей утвердить теперь действие ООН, которое станет фактическим нарушением этого соглашения, подрывая крупнейшие резолюции Совета безопасности ООН и самой Четверки.
- Одностороннее провозглашение независимости уничтожит официальную правовую и административную платформу, на которой строятся существующие израильско-палестинские отношения, и отменит двусторонние соглашения в более чем сорока сферах гражданской деятельности, которые являются фундаментом экономического, правового и оборонного сотрудничества между ПА и Израилем.
- Односторонняя декларация независимости может спровоцировать новые кровопролитные столкновения в регионе благодаря нереальным надеждам палестинцев.
- Признание одностороннего провозглашения независимости ООН сейчас, при существовании пакта Фатах-Хамас, станет фактическим признанием Хамаса – террористической организации, объявленной вне закона в Канаде, США и европейских странах – в то время как Хамас продолжает отказываться от выполнения основных требований международного сообщества, таких как признание права Израиля на существование, осуждение терроризма и насилия, а также признание прежних международных соглашений.
- Администрация палестинской автономии не проходит традиционного экзамена на государственность – особенно экзамена на эффективность правительства, поэтому преждевременное и одностороннее признание «незрелого» палестинского государства может иметь пагубное действие на другие региональные конфликты.
- Всемирный Еврейский Конгресс подтверждает свою приверженность решению конфликта путем переговоров и противодействие одностороннему признанию палестинского государства. Только немедленный возврат к переговорам, основанным на принципе взаимного признания, сможет обеспечить установление справедливого, искреннего и долгосрочного мира.
—
Премьер-министры Израиля о мире и переговорах
Речь премьер-министра Нетаньяху на совместном заседании конгресса США, 24 мая 2011 года
Мы должны заключить прочный мир с палестинцами. Два года назад я публично обязался найти решение в форме двух государств для двух народов: палестинское государство наряду с еврейским государством.
Я согласен пойти на болезненные компромиссы, чтобы достичь этого исторического мира. Моя обязанность как лидера Израиля состоит в том, чтобы привести мой народ к миру…
Мир не может быть достигнут только за столом переговоров. Попытка палестинцев навязать урегулирование через Организацию Объединенных Наций не принесет мира. Она должна быть встречена мощным отпором всеми, кто хочет добиться разрешения этого конфликта.
Я высоко ценю ясную позицию Президента по этому вопросу. Мир не может быть навязан. Он должен быть результатом переговоров. Но его можно обсуждать только с партнерами, стремящимися к миру.
Обращение премьер-министра Нетаньяху в университете Бар-Илан, 14 июня 2009 года
Мир всегда был самым пламенным желанием нашего народа. Наши пророки подарили миру концепцию мира, мы приветствуем друг друга пожеланием мира, и наши молитвы оканчиваются словом «мир»…
Я обращаюсь к вам, наши палестинские соседи, руководимые правительством Палестинской автономии, и говорю: Давайте начнем переговоры немедленно без предварительных условий.
Израиль должен выполнять свои международные обязательства и надеется, что все стороны будут верны своим обязательствам. Мы хотим жить с вами в мире, как добрые соседи. Мы хотим, чтобы ни наши, ни ваши дети никогда больше не видели войны.
Обращение премьер-министра Ольмерта на конференции в Аннаполисе, 22 ноября 2007 года
Мы хотим мира. Мы требуем положить конец террору, подстрекательству и ненависти. Мы готовы пойти на болезненный компромисс, полный риска, чтобы осуществить эти надежды…
Переговоры между нами будут проходить не здесь, в Аннаполисе, а в нашем и вашем доме. Они будут двусторонними, прямыми, продолжительными и непрерывными, стремясь завершить их в течение 2008 года.
Они коснутся всех вопросов, которых до сих пор избегали. Мы сделаем это прямо, открыто и мужественно. Мы не будем избегать никаких тем, мы рассмотрим все главные проблемы...
Переговоры будут основываться на предыдущих соглашениях между нами, резолюциями 242 и 338 Совета безопасности ООН, «Дорожной карте» и письме президента Буша премьер-министру Израиля от 14 апреля 2004 года. Я верю, что по окончании переговоров мы сможем достичь соглашения, которое осуществит замысел президента Буша: два государства для двух народов.
Обращение премьер-министра Эхуда Ольмерта на форуме Сабан, 4 ноября 2007 года
Аннаполис является важной вехой, международной печатью утверждения на пути к переговорам и свидетельством искренних усилий достичь реализации мечты двух народов: государства Израиль – еврейского народа и палестинского государства – палестинского народа…
Все главные вопросы, все существенные проблемы, все исторические посылки, относящиеся к разногласиям между нами и палестинцами, стоят на повестке дня. Мы не станем избегать ни одного из них и не будем уклоняться от обсуждения каждого из них.
Аннаполис не будет местом переговоров, но он обязательно будет отправным пунктом. Аннаполис станет стартовой площадкой для дальнейших серьезных и глубоких переговоров, которые не упустят ни от одного вопроса и не проигнорируют ни одного разногласия, омрачающих наши взаимоотношения с палестинским народом на протяжении многих лет.
Заявление премьер-министра Ариэля Шарона после совещания на высшем уровне в Акабе, 4 июня 2003 года
Правительство и народ Израиля приветствуют возможность возобновить прямые переговоры согласно этапам «Дорожной карты», которые были приняты израильским правительством для достижения этой цели…
Мы можем также заверить наших палестинских партнеров в том, что мы осознаем важность территориального единства Западного берега реки Иордан (Иудеи и Самарии) для жизнеспособности палестинского государства. Политика Израиля на территориях, которые подлежат обсуждению на прямых переговорах с палестинцами, отразит этот факт.
Мы признаем, что никакие односторонние действия ни одной из сторон не могут предрешить исход наших переговоров...
Израиль хочет мира со всеми своими арабскими соседями. Израиль готов вести переговоры в духе доброй воли со всеми, кто заинтересован в сотрудничестве.
Вступительные замечания премьер-министра Эхуда Барака во время телефонной конференции с Советом по внешним связям, 8 января 2001 года
Мое правительство поддерживает позицию, выраженную в совместном заявлении по окончании встречи на высшем уровне в Кемп-Дэвид: ни одна из сторон не должна предпринимать односторонних шагов. Мы хотели бы, чтобы международная общественность заявила о своем осуждении односторонних действий в отношении статуса Западного берега реки Иордан (Иудеи и Самарии) и сектора Газа, а также постоянного статуса спорных вопросов.
С другой стороны, мир означает будущую стабильность, процветание и развитие для Израиля, палестинского народа и всего региона…
Мы намерены достичь соглашений по всем остающимся неразрешенными вопросам, относящимся к постоянному статусу, которые, согласно письму, посланному председателем Арафатом премьер-министру Рабину 9 сентября 1993 года, могут быть разрешены только путем переговоров.
Обращение премьер-министра Эхуда Барака по случаю встречи ООН на высшем уровне на пороге второго тысячелетия (UN Millenium Summit),6 сентября 2000 года
Мы стремимся к миру, который уважал бы жизненные интересы и достоинство всех сторон. Но ни одна сторона не сможет осуществить свои мечты полностью, если мы хотим добиться успеха. Мое правительство продемонстрировало в переговорах с Сирией и с палестинцами, а также отводом войск из Ливана, что оно способно принимать трудные решения ради мира…
Страны-члены Организации Объединенных Наций могут оказать неоценимую помощь, способствуя сложному процессу разрешения конфликта и противодействуя любым односторонним мерам, которые могут спровоцировать новый виток насилия и подорвать возможность заключения мира.
Обращение премьер-министра Эхуда Барака на церемонии, посвященной пятой годовщине со дня убийства Ицхака Рабина , 8 ноября 2000 года
Мы хотим уладить наши разногласия и добиться исторического компромисса, в котором обе стороны должны будут отказаться от части своих мечтаний, чтобы позволить другой стороне осуществить свое самое горячее желание…
Существует только один путь добиться этого: отказаться от насилия и вступить в свободные, прямые, открытые, серьезные и творческие переговоры. Настоящее разрешение конфликта между нами будет достигнуто не путем декрета, применения силы или международного вмешательства, а только в результате справедливого и обоснованного компромисса между желаниями и интересами наших народов.
Обращение премьер-министра Нетаньяху к Генеральной Ассамблее ООН, 24 сентября 1998 года
Мы хотим мира для себя и для палестинского народа, многолетние страдания которого стали одним из жестоких последствий войн, развязанных против нас.
В поисках мира мы, естественно, сталкиваемся с кризисными и безвыходными ситуациями, разочарованиями и препятствиями. Но только переговоры могут решить наши проблемы.
Результаты, которые не были достигнуты путем переговоров, являются почвой для продолжения конфликта. Переговоры, сопровождающиеся насилием или угрозами насилия, обречены на провал.
Речь премьер-министра Ицхака Рабина в Кнессете (парламенте Израиля), 21 сентября 1993 года
Однако, мы выбрали другой курс, который несет обещание и дает надежду. Мы решили признать Организацию Освобождения Палестины в качестве представителя палестинского народа для переговоров в рамках мирного процесса.
Мы знали и знаем сегодня, насколько тяжело бремя прошлого. Мы сделали это только после того, как ООП в своих письмах к премьер-министру приняла на себя следующие обязательства:
* Признать право Израиля на существование и его право жить в мире и безопасности.
* Урегулировать все споры в будущем мирным путем и посредством переговоров.